Проза. История. Часть 2
История и историография
Современная история – это не та история, которую пишет Геродот, для которого само изложение событий было способом познания. Древняя научность в целом отличается от научности современности. В центре античных наук стоит математика и астрономия, и полностью отсутствует естествознание в современном понимании. Крайне важна для античности логика. В античность считалось, что точные знания можно иметь только о предметах непостигаемых, т.е. что-то знать о треугольнике, но не о треугольных предметах. Именно на основе такого представления формируется наука. Поэтому астрономия является наукой, поскольку тела совершают только правильные геометрические движения и делают это в связи с тем, что небесные тела являются разумными существами.
Предметом античной науки является рационально устроенное существо и разум. Поэтому историография имеет исключительно научный предмет, она показывает, как в действительности действует разум, пытается его исследовать. Важным моментом является риторическая отделка и речи, и биографии. Сначала это локальные герои. История огромна, поэтому берутся некоторые места. Выделение местных локальных героев свидетельствует о представлении об огромной личности в истории.
Постепенно биография становится одним из видов историографии. Сочинения Тацита охватывают примерно 100–150 лет, а повествование при этом строится по императорам, даже если вокруг есть другие яркие личности.
Другой римский историк – Цезарь. То, что он писал комментарии, – это лукавство. Он этим говорит, что описывает факты, а не историю. Под стилем Цезарь скрывает человеческую фигуру – самого себя, который является двигателем всей истории. Промежутков между волей Цезаря и ее осуществлением в «Записках о войне» нет, т.е. Цезарь присутствует там как некий демиург. Подобные представления связаны с верой в возможность рассудочного порядка. Это от личности у Тацита, у которого в личности самое важное эмоции, которые воодушевляют организм государства. Текст Цезаря – единственный его текст, который сохранился целиком. Все остальные тексты: Тацита, Тита Ливия и Аммиана – сохранились отрывочно.
В греческой истории, связанной с Фукидидом, сохранилось немного. Большой интерес представляют республиканские историки.
Катон Старший, кроме речей и текстов о сельском хозяйстве, написал «Начала», на которое впоследствии будет опираться Тит Ливий. «Начала» – это история возникновения народа, эта тема есть и у Фукидида. У него существовало отдельное сочинение об основании городов. Катон ставит задачей показать становление общин, и композиция его произведений отличается от композиции у других историков, у которых идет изложение по годам или сценам.
Особенность: римские поэты зависят от историографов. Например, Вергилий: хотя его тексты на грани с мифологией, поэзией и историей, он опирается на научные, исторические источники.
«Начала» Катона дошли до нас не полностью, но мы можем узнать о них из разных других источников. Например, Корнелий Непот, который описывает, в чем состояли 7 книг Катона, и мы узнаем, что первые 3 книги посвящены основанию Рима и италийским общинам, с 4 по 7 – описывали войны, которые были во времена Катона. Таким образом, мы видим, что история Катона следующего построения: 1-я половина – глубокая древность, которая опирается на греческие и римские источники, когда рассказывается об италийских общинах. Другие историки больше опираются на римские источники. 2-я половина – мемуары на 1-2 поколения назад. Между ними провал. Видимо, это было типично для республиканской историографии у Фабия Пиктора, Тита Ливия и др.
Далее — Проза. История. Часть 3