Лирика. Теория. Часть 8
Лирика. Теория. Часть 8
Для нас, поскольку речь у нас идет о лирике, будут важны следующие три этапа: второй этап – это литература эпохи гражданских войн, примерно со 150–40 гг. до н.э.; третий этап – это золотой век Августа, примерно с 40 г. до н.э. по 15 г.н.э.; и последний, четвертый этап – это литература эпохи империи, она начинается примерно с 15 г. н.э.
Что важно для лирики? На втором этапе элита наконец начинает интересоваться греками в плане поэтической литературы и начинает подражать им. Катон-старший считал, что у греков надо учиться, а подражать и зазубривать их наизусть не надо. Но возобладало мнение не Катона – великого ревнителя нрава древних, а мнение Сципиона-старшего, который был человеком крайне эллинизированным, ориентировался на великих греков типа Александра Македонского и прочих. Греческий язык становится обязательным к изучению, образуются грамматические школы, риторические школы, и соответственно начинает развиваться и латинский язык. Он к этому времени уже несколько развит, потому что все-таки народные представления, переводы способствуют развитию языка, и когда элита наконец заинтересовывается этим, в её руках оказывается довольно-таки развитый инструмент. Публика уже достаточно подготовлена, она и слушает, и читает, и проза развивается, о чем будет в следующих лекциях, и поэзия постепенно становится таким постоянным элементом досуга для элиты, потому что она отдаляется постепенно от народной массы. Для масс остается сценическая поэзия, как и раньше. Причем постепенно трагедия теряет свое положение и сходит на нет, последним крупным трагиком был Акций, зато очень популярной становится комедия, которая с большой скоростью проходит греческий тип развития и приходит примерно к 50-м годам к такому представлению, как мим, текстов которого у нас не сохранилось. Это представление с архаическими чертами. Эпос – это школьное дело в этот момент, а вот для среднего читателя предполагаются сатуры. Что такое сатура? С одной стороны, это то, что связывается, согласно своему имени, с сатировской драмой, которую Аристотель считал родоначальницей сценической поэзии, с другой стороны, сатура – это такое блюдо, которое являет собой смесь разных продуктов. Поэтическая сатура – это обычно смесь разных мотивов, но в целом это можно охарактеризовать как поэзию личную, когда автор может писать сам о себе, высказывать некоторые размышления и также критиковать кого-либо. Причем опирается сатура в основном на «Ямбы» Каллимаха, это еще одно его произведение, и на диатрибы Мениппа, это еще один подвид литературы. Но то, что было в эллинизме, то, на что опирается сатура – это в основном смесь из отмирающих жанров, а для римлян это смесь из еще недооформившихся жанров, и потому она способна к дальнейшему развитию. И появляются новые жанры – дидактические поэмы, ученые поэмы типа Лукреция, которые нас сейчас не интересуют, появляются также и любовная лирика и автобиографическая. Это предшественники будущих неотериков, поэты типа Лутация Катулла. Появляется сатира или сатура – это следующий этап, третий этап в эпоху Августа, она будет прославлена самым великим именем – Горацием. Лирика становится важнейшим жанром для досуга человека, и она открыта всем влияниям. На неё влияет и эллинистическое грамматическое искусство, и александрийское эстрадное творчество, и уже перечисленные ямбы и диатрибы. И римская лирика – это такая смесь, она не вся называется сатурами, но даже та, которая не относится к сатурам, представляет собой продукт самых разнообразных влияний.
Далее — Лирика. Теория. Часть 9