Страницы

Ссылки

Лирика. Теория. Часть 6

Лирика. Теория. Часть 6

Теперь охарактеризуем в целом историю развития различных лирических жанров. Мы знаем, что вообще поэзия имела всегда или почти всегда, как мы это увидим, некоторое разделение. Одна поэзия была для масс, для всех, а вторая для элиты. Это разделение или, скажем так, его отсутствие, это факт, на который всегда нужно обращать внимание в истории литературы – это элитарная литература или же массовая литература. В некоторые этапы развития литературы эти понятия могут совпадать, а могут отличаться. Это важный момент. Если посмотреть на историю литературы вообще и лирики в частности, то мы увидим, что динамика развития литературного искусства, и вообще любого искусства, оказывается тесно связанной с общественными тенденциями и со сплочением и расслоением общества. Для греческой архаики и классики наблюдается очень четкое разделение. Есть тексты для всех – это Гомер, эпос, он всегда для всех, это аттическая трагедия и комедия, отметим, что характерно только для Аттики, Аттика – это место, где расположены Афины и окружающий их подчиненный регион. В лирике жанром для всех являются хоровые поджанры, Пиндар – это для всех, гомеровские гимны – это для всех, а вот вся остальная лирика, и элегии, и ямб, и сольная лирика, и даже частично бывало и хоровая некоторая, например, такая как Алкман, она не была предназначена для широкого употребления. Это лирика элит, которые на досуге сочиняют некоторые изысканные стихотворения, выражая в них изысканные чувства.

Что происходит далее, когда заканчивается период классики? Наступает эллинизм. И структура общества вообще меняется. Полисы как государственные образования исчезают и появляются общегосударственные, огромные государственные агломерации – империя Александра Македонского, потом его приемники Диадохи организуют огромное государство, чего не было раньше, поэтому потребители словесности становятся общегреческими. Отсюда следующие особенности. Во-первых, способы распространения литературы значительно улучшаются, прогрессируют, книги становятся более распространенными. Свитки (вы все знаете, что в античности книг в нашем виде не было, это большая редкость – эти так называемые тетради – сложенные вчетверо листы, а так обычно это были свитки папирусные), так вот, их производство значительно ускоряется и улучшается, что оказывает понятное воздействие на литературу и на её распространение. А также литература от обслуживания настоящего переходит к другой фазе. Ныне она обеспечивает связь настоящего с прошлым, и появляются школы. Школа с одной стороны культивирует некоторый канон, мы помним, об этом речь шла и ранее, есть некоторый александрийский канон – какие авторы наиболее прекрасны в каком жанре. Собственно говоря, по каковой причине эти авторы сохранились, а другие, не вошедшие в канон, сохранились плохо. Канон был и для эллинистической школы, и мы потом увидим, в позднеантичной школе тоже будет канон – канон Квинтилиана.

Что касается нового. Это, предположим, старое, оно культивируется и окаменевает постепенно. Что же новое создается? Что касается абсолютного нового в литературе для всех, то это в основном то, что Гаспаров называет эстрадной литературой, т.е. это некоторые анекдоты, новеллы, может, эпиграммы. Итак, мы видим, что развитие, в общем-то, определяется обществом. Есть некоторые потребности, скажем так, нелитературные, и так появляется в той форме, в которой появляется эпос, появляется драма, ранняя лирика. А потом, общественность ведь включает в себя и общество людей как таковых и отдельных представителей, а когда сменяется парадигма, когда наступает эпоха эллинизма, то получается, что у нас, с одной стороны, есть школа, которая следует канону и совершенно не склонна меняться, а с другой стороны – внутрилитературная игра, оторванная от потребителя. Представители школы – это фактически те самые лирические и мелические авторы, которых мы уже перечислили, особенно из них были популярны Алкей, Архилох, Сафо и Пиндар, но и остальное тоже в общем довольно популярны. Что касается литературы, если это не массовая литература, которая практически не сохранилась, то элитарная поэзия совершенно оторвана от массового потребителя и в основном являет собой литературу-игру, основанную на том, что читатель понимает, о чем говорит поэт, потому что он знает такое же огромное количество всяких сведений, они ему известны, так же как и автору. И некоторые произведения, очевидно, могли понять в момент их издания, может, только человек десять во всем мире, настолько они были изощренные. Не только понять, человек может понять, вот идет речь о каком-то таком персонаже, хотя и это даже трудновато, например поэма Ликафрона «Кассандра» очень трудна для понимания даже нами, хотя у нас есть и словари, и пособия различные, нам тоже это довольно трудно понять, даже ученым.

Далее — Лирика. Теория. Часть 7

Search

Categories