Страницы

Ссылки

Лирика. История. Часть 7

Лирика. История. Часть 7

Овидий родился в 43 г. до н.э., умер в 18 г. н.э. Происходил из всаднического рода. Родители хотели сделать из него чиновника – ритора. Однако он отказался от этой карьеры и занялся поэтическим творчеством. В молодости он предпринимает путешествия по Греции и Малой Азии. Когда закончил путешествие и обучение в риторической школе, вел в Риме свободный образ жизни, поскольку считался состоятельным человеком. Ближе к концу жизни при невыясненных обстоятельствах был выслан из Рима в город Томы (современная Румыния). Вопрос об его ссылке всегда поднимался исследователями. Если исходить из текстов Овидия, то он хотел, чтобы все думали, что причина ссылки – его любовная поэзия. Он сам говорит, что причиной была песнь и ошибка. На самом деле это неправдоподобно, поскольку причина для ссылки должна была быть более серьезная. Те произведения, которые он написал в ссылке, радикально отличаются от тех, которые написал до ссылки.

До ссылки Овидий пишет любовную лирику – оды «Аморос», «Искусство любви», «Лекарство от любви». Начинает писать огромную поэму «Метаморфозы». После ссылки он пишет «Тристии» – печальные стихотворения, «Послание с Понта», редактирует «Метаморфозы», «Фасты» – календарную поэму. Разбирая тексты Овидия, надо всегда помнить, что он поэт-эллинист, т.е. для него важны жанры. Он жанровый поэт.

Элегии в это время противопоставлялись эпосу, хотя у Катулла есть эпиллии, т.е. большая элегическая поэма на эпические темы. Тем не менее, разделение сохранялось, тема элегий легкая, тема эпоса – серьезная. В основе эпоса лежит безусловная классификация Аристотеля на серьезные и несерьезные темы. Серьезные – трагедии, эпос, несерьезные – комедии, элегии.

Идею комедийного надо противопоставить пафосу трагедийного. В комедиях часто изображаются страдания персонажей, но страдания эти мелкие, при этом элегические темы часто затрагиваются и в комедии. Все это определяет движение Овидия в раннем творчестве в элегиях к эпической тематике. Мы видим это в «Фастах», «Метаморфозах». Формально «Метаморфозы» – эпос, взгляд элегического поэта. Главная тема в «Метаморфозах» – это любовь. Помимо космологических представлений, она трактуется как нечто историческое и космическое, поэтому после хаоса и космологии мы видим апологии Дафния, которые начинаются со спора Эроса и Аполлона, и этот спор носит аллегорический характер.

Ссылка все переворачивает в жизни Овидия. Для него, как для поэта, открывается совершенно новый предмет – не условные поэтические страдания или страдания комических масок, если следовать Аристотелю, а совершенно настоящие страдания, пафос, который не вписывается в жанровый канон, и в этом смелость Овидия как жанрового поэта. Его страдания не комические, и это новый для Рима опыт. Впервые после греческой архаической поэзии главной темой становится личность и ее переживания, не просто тема любви, дружбы, а страдания самого поэта, который выражается в определенном стихотворном виде. Но это не уникальное явление. Но произведения Овидия – это нечто новое, это словно лирический дневник поэта в достаточно современном смысле этого слова. При этом подобное достижение было подготовлено самой историей римской литературы, которая всегда была склонна к тому, чтобы личность была объектом описания.

Даже в истории Тита Ливия и Вергилия, Тацита этот элемент позднее будет очень заметен. В наивысшей степени это заметно у Цезаря, для которого история – это продукт личного гения. В римское время личность оказывается в центре религии. Религия – вера, от лат. fides, что означает доверие человека к божеству. В греческой религии человек не мыслит себя отдельно от божества и есть лишь иллюзия индивидуальности, отсюда и появление такой категории как характер – гибрид чего-то типичного и индивидуального.

До Овидия предметом религии никогда не были реальные человеческие страдания, только условные или комические. Для религии до Овидия это не очень характерно. Однако в зрелой римской поэзии постепенно стирается грань между автором и читателем, что способствует ощущению непосредственности, и читатель должен сопереживать лирическому герою поэта, участвовать в переживаниях и, таким образом, перерождаться. Эта идея нам знакома из Аристотеля.

Для Рима то, что сделал Овидий, было необычно еще и потому, что эта грань между читателем и автором была усилена из декорации условного штампированного языка, либо копированного из греческой литературы и предшествовавшей поэзии. С другой стороны, декорация была обильно украшена списками мифологических героев. То же характерно и для самого языка. Он усложнен тем, что в нем очень мало намеков на сентиментальные идеи. Если поэту требуется изобразить невероятные страдания, то это достигается усилением риторического накала. В лирике у предшественников нет серьезности, возмущенности, в моменты, когда это появляется, мы видим сатиру. Например, эпиграмма Марциала, где противопоставляется тема гнева. У него настоящее – это катастрофа.

Овидий в ссылке перестал писать любовные элегии. Это не из-за того, что рядом не было друзей. Мешало ему изменение собственного статуса, по греч. этоса, его собственного нрава. Ведь для античной поэзии важно соотношение между этосом поэта и его творчеством. Например, поэт по природе своей человек влюбленный. Его собственный этос требует, чтобы он писал любовные элегии. Поэтому написание скорбных элегий было продиктовано Овидию именно его этосом. Сюжеты лирики Овидия типичны. Например, сюжет о возлюбленной, которая закрывала дверь, а поэт сидит под дверями и переживает. Также это образы природы и подобные темы, называемые топосами.

Гораций родился в 65 г. до н.э., умер в 8 г. н.э. В его творчестве есть 4 больших блока. Это эподы, представляющие раннее литературное творчество, 7 эпических стихотворений, в основном на современные темы; 2 книги сатир, которые являются довольно остроумными беседами автора с читателями; 3 книги с одами, послания – 2 книги, во вторую книгу входят знаменитые литературные письма. В его творчестве присутствуют субъективные и рефлексивные черты.

И Овидий, и Гораций были не только поэтами, но и литературными критиками. Мы видим постоянно сопоставление лирических жанров и комедий, поскольку изначально лирика относится к несерьезной сфере. И для комедии важна литературная критика. Это есть еще у Эпихарма, который критически высказывается по отношению к Эсхилу. Потом мы встретим это у Аристофана, Плавта. Особенно эта тема важна у Горация. В «Посланиях» это одна из основных тем, 2-я книга посвящена именно этой теме. Что касается сатур, то до Горация они ассоциировались с драмой, поскольку драма – это всегда диалог или монолог. Послания можно рассматривать как одну из реплик диалога. Отличаются они от сатур большей серьезностью, обобщениями. Например, в 1-й книге 2-е послание – «Как нужно читать Гомера» – это пособие и по тому, как нужно читать самого Горация. Он упоминает несколько эпизодов из Гомера и интерпретирует их в духе нравственной аллегории. О том, как надо читать и слушать поэтов, будет писать Плутарх в трактате.

Поджанр лирики – сатура – это исключительно римский жанр, в греческой поэзии подобных образцов нет. Метрическая форма сатуры – гекзаметр, но в то же время можно сравнить с ямбической поэзией, поскольку драма ближе к сатуре, чем эпос, о чем и говорит Гораций. В начале 4-ой сатуры мы читаем следующее: «комедиограф Аристофан». И ко времени Горация комедия была разделена на древнюю, среднюю и новую. В комедию всегда вставлялись персонажи, которые были достойны описания – воры, хитрецы. По Аристотелю, это псогос, т.е. высмеивание различных пороков. Гораций пишет, что был автор Луцилий, который целиком зависел от комедиографов, поэтому он брал их тексты за образцы и изменял только размер и метр, т.е. сатуры Луцилия – это древнегреческие комедии, но с другим размером и метром. Далее Гораций подходит к критике Луцилия. Говорит, что тот остроумен, но в искусстве стихосложения не хорош, поскольку он не тщательно отделывает свои стихи, хотя это необходимо. Важно иметь в виду, высмеивание – это не единственное, что есть в комедиях Аристофана. Мы видим, что Луцилий по своему этосу – внутреннему поэтическому характеру, комедиограф.

Гораций также осознает себя в ключе Аристотеля. Отличие эпоса в том, что поэт тут подражает то одному, то другому лицу и при этом действие представлено непосредственно. По построению «Сатуры» Горация – драматическое произведение, а не просто диалоги. Теория Аристотеля предсказывает появление сатуры. В эллинистическое время их почти не было, были похожие вещи. Например, тексты Феокрита отличаются буколистическим этосом. Иногда его тексты – почти сатуры, почти драматические произведения.

Есть несколько теорий, откуда появилось слово «сатура»:

  1. Сатура похоже на слово сатира. Это ложное сближение на основе «Поэтики» Аристотеля, который говорил, что древней формой было сатирическое действие;
  2. От слова «Сатура» – блюдо типа салата, состоящее из разных продуктов, смесь;
  3. Закон, в котором смешано много идей.

Очень важно отметить идею смешения разных идей, которые присутствуют в текстах сатур. Бывало, что сатуры смешивали стихи и прозу. Вергилию Гораций пишет диатрибу, рассуждающую, что он отказывается от прозаических вставок и от метрического разнообразия. В целом сатура всегда нацелена на разоблачение пороков, как поэзия про общество или про конкретных лиц. В полной мере это проявляется в сатурах позже. Это будет оказывать влияние на эпиграммы Марциала.

Далее — Проза. Теория. Часть 1

Search

Categories