Лирика. История. Часть 5
Лирика. История. Часть 5
Феокрит жил в Александрии примерно в 300 г до н.э. и создал популярный жанр – идиллия. Он был не первым, кто писал лирику на идиллистические темы (до него писали Мосх и Бион). Биография Феокрита плохо известна. Из его творчества сохранилось примерно 30 идиллий и 26 эпиграмм. Его идиллии весьма разнообразны, часто построены диалогическим, драматическим образом, даже напоминают сценки – мимы, которые как мы помним с успехом ставились на эллинистической эстраде.
Если идиллия носит повествовательный характер, то она практически приближается к эпиллию. Например, 26 идиллия вакханки. Если идиллия ближе к драматической сценке, то она приближается к миму. Например, идиллия 2-я «Колдунья», 11-я «Киклоп», 15-я «Женщины на праздниках». Есть и то, что мы называем буколистическая идиллия – 1-я идиллия «Тирсис» о том, как погиб пастух Дафнис. Тирсис рассказывает о том, что Дафнис хвалился о своей любви и умер от нее. В отличие от Каллимаха, здесь есть постоянный рефрен «Песнь зачинайте, о Музы…». Здесь есть и различные мотивы. С одной стороны, это типичная буколика (с греч. – пастух коров), т.е. буколистические темы – это пастушеские темы. Есть и мифологическая история, и чисто лирические темы смерти от любви, есть также и элемент, впоследствии очень распространенный, экфрасис, т.е. описание чего-то через описание объекта, на котором изображен предмет повествования. Так у Феокрита описывается кубок в 1-й идиллии. Действие обычно происходит на фоне прекраснейшей природы. Его идиллии – это словно сцена с одной декорацией, где всегда присутствуют повисшие деревья и кусты, маленькие лесные существа, дары победителям, цветы и ароматы, птицы и животные. Такое декоративное пространство в Риме будет называться локус амоенус (locus amoenus). При этом в идиллиях часто присутствуют трагикомические элементы. Как это ни странно, среди подобных прелестей часто возникают драки и брань, издевательства. Пастухи часто одеты с грубые шкуры, несмотря на свои утонченные игры и пения. Эти детали известны, так как в идиллиях Феокрита очень много деталей. Мы можем себе представить, как выглядит та или иная сценка, т.е. сохраняется связь с обычными бытовыми элементами, бытовой пастушеской песнью. Все перечисленное свойственно александрийской эллинистической поэзии. Детали придают изысканность, т.е. с одной стороны, мы наблюдаем эстетическое любование, театральность, и в то же время декорация лишь одна, и здесь же наблюдается игра в пастушеский быт. Такие пастухи дерутся и ссорятся между собой, и мы, примыкая к ним, уходим от городской жизни и возвращаемся к природе. У Феокрита время обычно не движется, например, это всегда послеполуденный отдых. В Риме мы обнаруживаем огромное влияние Феокрита на лирику. Главный пример – это «Буколики» и «Георгики» Вергилия. С одной стороны, на римлян повлияет древняя поэзия, а с другой – современная эллинистическая лирика, но со временем это влияние несколько меняется.
Далее мы поговорим о римской лирике, неотериках и Катулле.
Далее — Лирика. История. Часть 6