Эпос. Теория. Часть 7
Эпос. Теория. Часть 7
Исследования Перри и Лорда – это одна сторона современного подхода к тому, что есть эпос. Есть и другие различные исследования, но они в данном случае не очень важны. Я думаю, нам удобнее просто выделить некоторые основные характеристики эпоса, которые признаются всеми современными учеными.
Как определить, исходя из современного подхода, что такое эпос? И вообще, как можно определить, что такое эпос. Современное определение таково, что эпос обычно – это длинный нарратив, который написан возвышенным слогом и повествует о приключениях персонажей высокого общественного положения. Обыкновенно в центре стоит некая героическая фигура, вокруг которой прочие персонажи формируют некое органическое целое, некоторую последовательность эпизодов, а исход событий общий, идеологическое или моральное содержание их значимо для нации, которая создала этот эпос. Эпос – это всегда неслучайное произведение и обычно очень важное идеологически.
У эпоса можно выделить девять основных характеристик. В любой работе, посвященной эпосу, вы встретите, так или иначе, признание этих пунктов основными для эпоса. Первое – это начало, как это часто бывает, ученые используют здесь латинскую формулировку in medias res, т.е. из ниоткуда, в середине всего. Действительно «Илиада» не начинается с осады Трои, с похищения Елены, «Одиссея» не начинается с путешествия Одиссея из Трои, он не выезжает из Трои в начале «Одиссеи», в «Энеиде» все тоже не начинается просто из Трои, Эней не уезжает из Трои. Это характерная черта именно для таких эпосов, которые подходят под это определение, основное определение – что там должны быть какие-то приключения вокруг центрального героического персонажа. Сразу заметим, что эпос космогонический, рассказывающий о происхождении мира, естественно, начинается с самого начала, таковы «Метаморфозы», такова «Теогония», «Труды и дни» в общем-то тоже сюда относятся. Но это особый случай, а в целом эпос начинается из ниоткуда, стандартный эпос.
Далее, в начале эпоса присутствует призвание муз. Это черта, характерная практически для любого эпоса. Вы найдете призвание муз почти у всех эпиков в том или ином виде.
Также, и это третья характеристика, в самых первых строках автор обычно обозначает тему, тему своего произведения. Если это «Илиада», то первое же слово, с которого начинается «Илиада», обозначает её тему. «Илиада» начинается: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына». И действительно, «Илиада» посвящена гневу Ахилла и тому, что из этого вышло. Вергилий начинает свою «Энеиду»: «Брань и мужа пою…» и так далее, потому что тема его эпоса – это войны и приключения Энея. И это свойственно любому эпосу.
Далее, четвертый пункт, который свойственен действительно в данном случае любому эпосу. Круг событий, которые описывает эпос, всегда очень широк, он обычно захватывает множество наций, а не только одну или даже всю вселенную, если речь идет о космогоническом эпосе. Отметим, что некоторые тексты при этом, даже учитывая только эти четыре характеристики, могут выпасть из круга эпической литературы, потому у них нет таких черт. Тут вы можете сами подумать, какие тексты могут выпасть из этого круга. Однако они будут традиционно туда включены, потому что, как мы помним, даже современные ученые учитывают аристотелевские идеи или идеи Феофраста. И если, допустим, текст написан гекзаметром, то, даже если у него нет этих характеристик, вероятность того, что он будет отнесен к эпической литературе, довольно-таки велика, но по этим характеристикам он эпосом не будет являться. Вы подумайте, какие гекзаметрические тексты можно было бы не относить к эпосу.
Далее — Эпос. Теория. Часть 8