Эпос. Теория. Часть 4
Эпос. Теория. Часть 4
Таким образом, как мы уже говорили, подражание осуществляется посредством трех пунктов – ритма, слова и гармонии. Подражает он действиям и субъектам этого действия. И подражает он каким образом, как мы говорили? Либо он становится поочередно за спиной каждого говорящего, тогда получается драма, либо он находится все время с одним – это лирика, или он смотрит со стороны на происходящие разговоры и какие-либо действия. К последнему пункту и относится эпос.
Способ подражания эпический именно такой – это взгляд со стороны. Эпос никто не пишет от первого лица, но всегда это взгляд со стороны. Разница между эпосом и прозой здесь будет очевидна. Проза не имеет размера, тут надо сказать, что Аристотель ничего не говорит об ораторской прозе в своей «Поэтике», потому что ораторская проза очень часто ритмически организована, но с другой стороны – вторая половина «Поэтики» утеряна, и о чем он там говорил, нам доподлинно неизвестно. Конечно, и Аристотель это прекрасно понимает, в реальности поэт редко придерживается абсолютно полностью и четко этой схемы, но в целом он, конечно, следует этому.
Итак, что мы имеем? Эпос или эпическая поэзия – это подражание словом и гармонией, это взгляд со стороны, т.е. нарративная некоторая форма, в которую, например, может вмешиваться драма. У Гесиода это чистый нарратив, чистый рассказ со стороны. В то же время как у Гомера часто в поэме вы встречаете речи, таким образом, текст его драматизирован в тех местах, где это встречается. Предмет в эпосе – это некоторая героика, и мы имеем эти вот некоторые, скажем так, пункты. Поскольку предметом подражания могут быть как хорошие люди, так и плохие, эпос может быть как серьезным, так и комическим. Например, есть дошедший до нас эпос «Война мышей и лягушек», небольшой и комического содержания. Предмет его подражания – это некоторые комически низкие существа.
Каковы по Аристотелю могут быть фабулы эпоса, и каковы они должны быть? Вообще Аристотель основное время и место в своей «Поэтике» посвящает не эпосу, а драме, в сохранившейся до нас части. Однако и об эпосе он немало говорит в конце своего текста. Что же он там говорит? Он говорит, что в целом эпос подобен драме, хотя драма выше стоит по ряду причин, в том числе по более развитому музыкальному сопровождению и по наличию сцены, сценического действия, но и по другим причинам, поэтому в тексте Аристотеля описание эпоса всегда идет в сравнении с драмой. Но поскольку мы уже описали общую теорию подражания Аристотеля, то можем себе это представить, еще не переходя к драме.
Каковы должны быть фабулы хорошего эпоса? Они должны быть драматичны, они должны подражать некоему целому законченному действию. В эпосе должны быть начало, середина и конец. Как говорит Аристотель про трагедии, «это не должно начинаться где попало и заканчиваться где попало». В центре хорошего эпоса всегда стоит действие, а не время. Одновременные события, которые часто изображаются нехорошими поэтами по той причине, что они просто происходят в одно время, часто не связаны между собой, и отсюда у поэтов получаются неудачные фабулы. Поэтому, как говорит Аристотель, «Илиада» – это хороший эпос, он организован вокруг одного момента, вокруг одного действия, которое имеет начало, середину и конец, а не рассказывает вообще о Троянской войне чуть ли не от сотворения мира и до смерти самого последнего потомка. Эпос – это не повествование вообще обо всем, это не самый общий жанр литературы. В центре обязательно должно быть действие, и поэтому из Гомера нельзя сделать 25 трагедий, а только одну или две, потому что у него не бесконечное количество фабул внутри.
Далее — Эпос. Теория. Часть 5