Эпос. Теория. Часть 2
Эпос. Теория. Часть 2
Выяснив, что собой представляет дактилический гекзаметр можно сказать, что эта форма метрическая была абсолютно осмыслена, но при этом осмыслена она была эстетически, потому что прямой связи между гекзаметром, вообще любой лирической формой и предметом повествования не наблюдается, о чем будет говорить и Аристотель. Аналогом может служить архитектурный ордер. Все представляют себе, что такое архитектурный ордер, например дорический или ионический. Это некая тщательно разработанная система осмысленно-конструктивных приемов, которые взаимно сочетаются между собой, таким образом, не теряя единства, поэт или архитектор получает доступ к абсолютно любому содержанию. В поэтическом стиле или в поэтическом ордере центром является именно метрическая форма. Она и есть та система, которая полностью организована и позволяет внести в неё любое содержание. Напоминаю, что речь сейчас идет о подходе, который исповедовал Феофраст, а не Аристотель.
И тут мы переходим к этому самому важному пункту – содержанию. Дело в том, что в античности существовала теория различия слов и понятий. Её разрабатывали разные философы, в том числе, например, Платон и она гласит, что объекты, которые мы используем в литературе, которым мы подражаем, если следовать теории Аристотеля, они различны, и комические, и эпические объекты – они абсолютно разные. Чему же подражает или чем занимается эпос? Можно привести цитату из самого Феофраста. Тут мы можем вернуться на секунду к теме, поднятой в первой лекции. Если вы помните, мы говорили там об источниках. Так вот текстов Феофраста до нас не дошло, собственных текстов, греческих, однако Феофраста цитирует великий грамматик Диомед, римский грамматик, довольно поздний, и мы можем прочитать эту цитату у Диомеда, а конкретнее – в сборнике, который издал немецкий ученый Кайль, в сборнике римских грамматиков. Что же пишет Диомед? Диомед пишет на латыни, Феофраст писал на греческом. Диомед пишет, что «эпос – это охватывание гекзаметрическим стихом дел божественных, героических и человеческих». В принципе, эту цитату неоднократно переводили на греческий язык и делали как бы псевдоцитатой из Феофраста. Что тут надо отметить? Во-первых, Феофраст не говорил, что эпос – это подражание, он на этом не акцентирует внимание; во-вторых, он выделяет пункт, что это должна быть поэма (carmen), некоторый стих; следующий важный пункт – это размер, гекзаметр; и наконец, предмет – что гекзаметрическая поэма охватывает три уровня: боги, герои и люди. Почему именно такие три пункта, скажем так? Они соответствуют расположению и местам всех разумных существ космоса. Сюда, конечно, не включаются планеты, которые в античности также считались разумными существами, скажем так, как боги. А так – это все разумные существа – боги, герои и люди. Таким образом, задача эпоса ставится как охватывание всех разумных существ в космосе. И эпос становится универсальным изображением всего космоса, какой существует, какой можно увидеть.
Как можно заметить, феофрастова система более проста, чем система Аристотеля, она стала использоваться в александрийское время довольно-таки широко, поскольку она основана на делении по размерам, и в вашем библиотечном каталоге в одной коробочке будут сидеть и Гомер, и горациевы «Сатуры», не имеющие между собой ничего общего, кроме размера. И Аристотель бы здесь заметил смешение нескольких жанров, поэтому если вести исследования со стороны Феофраста, то лучше эту литературу называть не жанром эпическим, а дактилической или эпической литературой, поскольку, повторим, это скорее стиль или ордер некоторый, предполагающий абсолютно любое содержание.
Аристотель, однако, предлагает несколько иную концепцию. Что же представляет собой эпос, согласно теории Аристотеля? Эпос – это некий жанр. Слово жанр происходит в русском языке от французского слова genre, которое в свою очередь происходит от латинского слова genor и греческого genus. Корень здесь от глагола gignoma, что означает «порождать». Что же это означает для Аристотеля? Для него есть два смысла этого слова. В первую очередь это порождение или создание, от самого прямого значения глагола gignome, т.е. это нечто, в силу чего в природе рождаются и воспроизводятся одинаковые существа. Это первый смысл. Второй смысл – это некая совокупность признаков, которая составляет данное существо. Таким образом, мы имеем здесь два аспекта у Аристотеля, биологический и логический.
Далее — Эпос. Теория. Часть 3