Эпос. История. Часть 8
Эпос. История. Часть 8
Что представляет собой «Энеида» Вергилия? Публий Вергилий Марон родился в 70 году до н.э. и умер в 19 году до н.э. «Энеиду» он написал в последние году своей жизни, в последние 10 лет, с 29 по 19 год, и не закончил. «Энеида» представляет собой достаточно линейное повествование во временном плане. Она рассказывает о том, как беглец из Трои троянец Эней отправился на поиски нового дома, как повелели ему боги, и какие приключения были у него по дороге, самые разные, куда он попадал. Первая половина «Энеиды», вплоть до высадки Энея в Италию, т.е. это и различные бури, и Эней в Карфагене и так далее. Это все подражание «Одиссее», подражание приключенческому героическому эпосу. Вторая же половина «Энеиды», где Эней основывает город и ведет борьбу с другими племенами, эта половина больше напоминает «Илиаду», где больше различных битв. В «Энеиде» мы наблюдаем примерно то же самое, что мы наблюдаем, с одной стороны, у Аполлония Родосского, а с другой стороны, у Гомера. В «Энеиде» присутствуют все основные девять характеристик эпоса. Это и воззвание к музам, и обозначение темы в самом начале текста, и эпический зачин. Герой, который является воплощением культурных римских добродетелей. В данном тексте, с одной стороны, есть большое количество намеков и аллюзий, а с другой стороны, Вергилий стремится использовать архаизирующий язык. Делает он это среди прочих не случайно, еще и потому, что Вергилий пишет «Энеиду» по заказу. Это заказное произведение, призванное прославить и сделать легитимной власть Рима, и в некотором роде власть Октавиана Августа. И цель Вергилия – это написать такой эпос, который бы обосновывал героическое прошлое римлян. Во-первых, что римляне ведут свой род через Энея к богам, а во-вторых, они ведут свой род от великих героев, совершивших различные подвиги. В «Энеиде» есть несколько известнейших мест, помимо драматического повествования о встрече Энея и Дидоны и их расставания. Эней далее, после расставания с Дидоной попадает в Аид, где его сопровождает Сивилла, и там он встречает тень своего отца Анхиза, который повествует Энею о будущих судьбах Рима, о том, что Рим станет владыкой всего мира, что, собственно говоря, и происходит. Это и есть идея того, что империя римская, римская власть, она изначально предопределена и поддерживается богами. Эта идея поддержана богами. Мы видим здесь, в римском героическом эпосе, постоянную актуальную социально-политическую подоплеку, чего не было у Гомера, и даже если оно и было, то это было лишь в форме прославления греков против варваров, но не прославление своего народа как народа победителя всего мира. Греки в таком роде не мыслили, а в эпоху Александра Македонского имперская идея была еще слишком новая для греков, более новая, чем в эпоху Вергилия. Помимо вышеупомянутых особенностей «Энеиды», наблюдаются в ней также и следующие важные аспекты – очень сильно подчеркивается на протяжении всей поэмы эмоциональная сторона персонажей. В некотором роде это было и у Гомера, в конце концов, «Илиада» построена вокруг гнева Ахилла, но здесь мы постепенно понимаем, что это не просто некоторый элемент или способ начать действие, двинуть его куда-нибудь, построить вокруг этого действия что-то. Но у Вергилия продвигается идея эмоций, идея желаний и того, что римляне называли «фурор», то, что охватывает человека, связи этого эмоционального состояния с судьбой. Для Гомера судьба также является очень важным элементом, боги думают о том, можно ли нарушать судьбу, герои узнают о ней и соответственно принимают те или иные решения и так далее. Гомеровский эпос, однако, не постулирует полной нерациональности истории. Конечно, вергилиевский эпос тоже не говорит, что история нерациональна, но он утверждает, что она не только рациональна. Можно обратить внимание хотя бы на начало «Энеиды», где постоянно говорится о гневе богов, которые гонят Энея, которые заставляют его покидать места и отправляться все дальше и дальше в поисках нового правильного места для основания Рима. Это действительно не просто декоративный элемент, ибо основная концепция «Энеиды» – это построение некой всемирной исторической модели. Мы видим это и чуть позже в трудах римских историков эпохи империи, у таких авторов как Тацит, например, у которых личность – это сосредоточие не рассудка, а эмоций и именно эти эмоции, вкупе, конечно, с рассудком, и составляют собой ход истории. И поэтому так важна личность императора. Не забываем о том, что «Энеида» – это произведение, выполненное на заказ.
Далее — Эпос. История. Часть 9