Эпос. История. Часть 4
Эпос. История. Часть 4
Итак, какие существуют разновидности эпоса, как они развивались исторически, и какие авторы писали эпос какого рода? Прежде чем приступить к этому, надо упомянуть одну важную вещь. Заключается она вот в чем: греческие поэты отличаются от римских одной небольшой особенностью. Греческий поэт, за исключением, может быть, Ксенофонта, всегда пишет в одном жанре. Если он драматург – он пишет драмы, он не пишет лирику. Ксенофонт здесь исключение, потому что он историк и философ, скажем, Платон только философ. Ему не приходит в голову писать пьесы и эпос и так далее. В Риме все не так. Каждый автор на уже довольно раннем этапе выходит за рамки этого сложившегося представления. Не в последнюю очередь потому, что оно уже сложилось, потому что как можно выйти за рамки, которые еще не существуют и не чувствуются как граница. И мы видим таких авторов, как упомянутый только что Вергилий, который пишет эпос совершенно разного рода, или таких авторов, как Овидий, который пишет и лирику, и эпос, и драму (он написал не дошедшую до нас трагедию). Если бы Овидий мог писать прозу, он писал бы и прозу, но он не мог, а как он сам об этом говорит. У него не получалось, все выходило стихом. Но в целом это надо иметь в виду, это небольшая особенность.
Итак, какие есть разновидности эпоса? Первая разновидность, в общем-то, основная, видимо, изначальная, – это героический эпос. Сюда, безусловно, относится Гомер. Сюда же можно отнести эллинистического автора Аполлония Родосского и в некотором роде Вергилиеву «Энеиду». Если рассматривать с точки зрения теории Аристотеля, то предметом подражания здесь являются военные подвиги некоего героя, как мы это уже разбирали, когда внимательно смотрели на «Поэтику» Аристотеля. Важно, чтобы автор выбирал некое действие данного героя, причем конкретное, имеющее начало, середину и конец, а не просто описывал с момента рождения и до момента гибели все-все-все, что с ним связано. Эти авторы – и Гомер, и Аполлоний Родосский, и Вергилий – все являют собой лучшие образцы, и не в последнюю очередь именно поэтому до нас дошли эти тексты, а остальные тексты постигла печальная судьба. Итак, предмет подражания здесь – военные подвиги. Как говорит тот же Аристотель, для полиса война – это такое славное дело, это очень достойное занятие. Почему? Потому что во время войны, во время военных действий человек имеет возможность реализовать свою доблесть (по-гречески доблесть называется «аритэ»). Это будет и у римлян, это будет частью римского дела, скажем так, того, что противоположно досугу.
Кто такой герой? Не совсем верно думать, что герой – это человек, который осуществляет подвиг. Герой – это нечто среднее, в первую очередь, между богом и людьми. Это скорее некоторый даймн, (в русском языке слово «демон» отсюда произошло), т.е. некое практически божество низшего ранга. Это обычно предки людей. Какое-то время героический эпос был единственным видом признанной высокой поэзии, которая была делом профессиональных поэтов, не любителей, а именно профессионалов. И собственно говоря, слово эпос или, как называли поэтов самих, эпики или рапсоды, или рапсодия – это называется произведение, аэдами их называли и, соответственно, аэдэ – песнь… Эти названия довольно долго обозначали именно героический эпос, а не просто поэзию как таковую или эпос какой-нибудь другой. Героический эпос, как мы говорили уже, это завершающий этап целой длинной истории, о которой мы дальше будем говорить.
Далее — Эпос. История. Часть 5