Страницы

Ссылки

Эпос. История. Часть 11

Эпос. История. Часть 11

Система мышления досократиков еще очень мифологична, впоследствии при развитии, в более позднее время становится все менее мифологичной. История космоса становится более абстрактной в этом плане, она связывается с человеческой историей, и на первый план во II–I веках до н.э. выходит научный эпос, такой, как у греков, писал Арат об астрономии или Никандр о животных и о превращениях. Различные научно-дидактические поэмы появляются, например, об охоте и рыбной ловле. Содержание эпоса разрастается, это уже не только героика и трагика, но некоторым образом научное осмысление космоса. Следует всегда помнить, что это не современное естественнонаучное осмысление, а именно натурфилософское осмысление. Ярким примером научного эпоса является Лукреций, который жил в первой половине I века до н.э. и написал поэму «О природе вещей», где изложил эту мистическую теорию.

Следующим подвидом эпоса можно назвать комический эпос, с одной стороны мы имеем серьезное повествование, пусть его предмет более широкий, чем тот, о котором в узком смысле говорил Аристотель. Аристотель не ограничивал предмет, но он говорил, что эпос должен подражать космосу. Однако в его время эпос в основном еще не был научным и историческим. Тем не менее, Аристотелевская категория серьезности и возвышенных людей предполагает наличие категории несерьезного и, соответственно, людей не возвышенных, низких. И так появляется комические эпос, пародийный, или еще травестийный. О нем мало что известно. До нас дошел довольно поздний образец – это «Война мышей и лягушек», основывающийся, с одной стороны, на высмеивании каких-то военных деяний героических, с другой стороны – на мифах о животных. Венчает развитие эпоса такой подвид эпоса, который являет собой конгломерат из всех предшествующих, практически из всех, этот эпос традиционно называют космогоническим. И наиболее яркий пример здесь – это «Метаморфозы» Овидия. Это поэма, которая ведет от сотворения мира до современных Овидию событий, до апофеоза Цезаря, и Овидию удается довести её непрерывно до конца. И сама непрерывность происходящих событий (как известно, «Метаморфозы» – это постоянные превращения различных персонажей в животных, в других людей и так далее), цикличность и постоянность этих превращений подчеркивают вечность истории и при этом направление её развития вверх. И Рим и Цезарь, соответственно, являются высшей стадией и апофеозом всей римской культуры. В «Метаморфозах» мы находим и краткие сведение о возникновении мира, и предысторию человечества, гесиодовский мир о веках, и странствия, и исторические сведения различные, как та же смерть Цезаря, и битвы, и споры, и какие-то драматические и лирические элементы. Этот эпос написан довольно поздно, Овидий дописывал его в ссылке, как он считал, так и не отделал окончательно, т.е. он им занимался в самом конце I века до н.э. и примерно до 8 года н.э. Это некоторая вершина нового развития, которое началось с Гомера, который в свою очередь был вершиной предшествующего долитературного развития.

Таким образом, история эпоса – это история подражания космосу и различным его элементам, сначала героям, богам, затем это подражание каким-то человеческим деяниям, тому, что человек делает, как у Гесиода в «Трудах и днях»; это развитие этих тем, обращение к актуальным событиям, возможность обращения к историческому времени, а не к мифологическому, и это пародийная сторона эпоса и сторона серьезная – научный эпос. Все это воплощается в позднем космогоническом эпосе. Овидий, конечно, не единственный его представитель, позже, в позднее античное время, известный автор Нонн Панополитанский пишет свою поэму «Деяния Диониса», которая также вбирает в себя самые различные аспекты эпоса.

Далее — Драма. Теория. Часть 1

Search

Categories