Страницы

Ссылки

Эпос. История. Часть 10

Эпос. История. Часть 10

Когда была создана «Илиада», то она являла собой лишь некую часть всего того, что окружало сказания о Троянской войне, и вокруг было также очень много других повествований на ту же тему, эти авторы называются окологомеровскими поэтами. После же «Илиады» многим захотелось продолжить и расширить то, что написал Гомер, эти поэты стали называться кикликами, от греческого слова круг, они расширяют круг повествования, круг того, что уже существует. В некотором роде это напоминает современное явлении фанфикшена, когда увлеченные чем-либо люди создают дополнительные эпизоды, дополнительные сюжеты с приключениями полюбившихся им героев. В античности это конечно не совсем так, поскольку приключения не нужно выдумывать, они и так существуют, Гомер, естественно, описал далеко не все. К подобным кикликам относятся те самые авторы эпоса из канона Аристотеля: это Писандр, который жил в середине VII века, который придал окончательную форму корпусу мифов о Геракле; это Паниасид, примерно V века, который также писал о Геракле, написал поэму «Ионика» о переселении ионийцев, и произведения Паниасида являют собой особый подвид эпоса. Этот подвид называется ктисис или основание, это повествование об основании тех или иных народов или городов. Именно такого рода эпосом является «Энеида», она фактически повествует об основании города Рима и таким же свойством обладают и две другие римские ранние эпические поэмы, это «Пуническая война» Невия и «Анналы» Эния. Среди других киклических поэтов мы также можем назвать и Антимаха, который написал «Фиваиду», это тоже примерно VII век.

Смысл написания произведений на ту же тему, расширяющих весь диапазон, заключается в том, чтобы создать некую целостную картину, как можно более полную. Наличие таких произведений подтверждает тот факт, что законы и события, которые происходят во времени, являются универсальным и космическими, что это происходит в общем и целом везде. И таким образом, события, описанные в «Илиаде», помещаются в некоторый реальный исторический контекст. И мифологическое время, абсолютно полностью существовавшее для Гомера, постепенно начинает уничтожаться, и зарождается исторический взгляд на мир, а не мифологический. И оказывается, что средства эпической поэзии пригодны и для описания настоящего. И так появляется исторический эпос. Исторический эпос на тему взятия Трои, странствия героев, основания городов и различных исторических событий не означает, что там не будет мифологического элемента, он там будет, но в основе будут лежать события чисто исторические. К авторам относятся тот же упомянутый ранее Невий, написавший поэму о Пунической войне, сюда же относится и Эний, написавший поэму «Анналы». Невий чуть старше Эния, он жил примерно в 270–201 годах до н.э., Эний жил 239–169 годах до н.э., это ранний этап римской литературы. Однако же, как мы видим, это уже сразу не героический эпос, а эпос исторический, т.е. римская литература – это литература эллинистического времени, эллинистической эпохи, о чем не следует забывать никогда. В определенном роде Вергилиева «Энеида» – это тоже исторический эпос, поскольку она повествует об основании города и о событиях, которые признаются историческими. Представление о времени, которое бесконечно идет вглубь прошлого, вызывает вопрос о возникновении мира, и поскольку ясных и традиционных представлений о космогонии не было, только лишь в VI веке до н.э., когда взгляды на мир по сравнению с Гомером уже изменились, была создана досократиками космогоническая философия. И мифология досократиков отказывается от старой мифологии. Мифологические существа, вошедшие в новый набор, затем будут признаны более абстрактными сущностями.

Далее — Эпос. История. Часть 11

Search

Categories