Драма. Теория. Часть 3
Драма. Теория. Часть 3
Как следуют друг за другом события? События следуют друг за другом исходя из их вероятности и необходимости. Это два таких столпа на которых драматическая теория Аристотеля. Обязательная связь должна присутствовать между событиями, которые происходят друг за другом, либо потому, что есть некоторая вероятность, что после А произойдет Б, либо потому, что есть необходимость, что если произошло А, то точно должно произойти Б. Каждая фабула должна быть организована именно так. Таким образом, мы получаем некоторую цепочку. Какой длины она должна быть? Каков объем достаточен? Когда события следуют друг за другом непрерывно, согласно вероятности или необходимости, и внутри этого следования событий происходит перемена от счастья к несчастью. Таковая фабула будет наилучшей. Подробную фабулу представляет собой «Одиссея», если, например, обратиться к эпосу. Это некоторая цепочка событий связанных между собой, где происходит перемена от несчастья Одиссея к итоговому счастью – он убивает женихов и воцаряется опять у себя дома. Или иная, например, в драме, в «Медее», допустим. Медея страдает из-за того, что Ясон её предал, а до этого она была вполне счастлива с ним, пока не попала в это новое место.
Неправильный вариант фабулы представляют собой те драмы, которые крутятся вокруг героя. Герой же не может быть центром фабулы в драме, потому что центром фабулы в драме должно быть действие, которое производится героем, но не он сам должен быть центром её. Итого мы получаем некоторый логично выстроенный рассказ, построенный вокруг некоего действия и вокруг которого происходит некая перемена от счастья к несчастью или наоборот. И тут, говорит Аристотель, наблюдается большая разница между поэтом и историком, ведь в сущности историк тоже описывает некоторое действие, в котором тоже может наблюдаться такая вот перемена, называющаяся перипетией. Разница в том, историк описывает единичные случаи, то, что было, а поэт описывает нечто более общее, то, что могло бы быть, поэтому поэзия более серьезная и философичная, нежели история. Общее – это, собственно говоря, довольно простая логическая последовательность: человек некоего характера по вероятности и необходимости говорит то-то и делает тот-то. Это и есть общая концепция драмы. И кстати, в данном случае это и для эпоса подходит. И далее можно просто подставлять имена – человек по имени Ясон, с вероятностью и необходимостью снедаемый такими-то и такими-то чувствами, соглашается на новый брак и бросает свою предыдущую пассию Медею, делает то-то и то-то. Можно подставить другое имя… Комики вообще могут подставлять по традиции любые имена, трагики же по традиции обычно подставляют мифологические имена, но это не обязательные условия.
Почему именно мифология так важна для трагиков? Потому что для зрителя легче поверить в вероятность и необходимость этих событий, поскольку круг мифологический им вполне известен. Таким образом, мы получаем картину, что представляет собой хорошая драма и плохая. Плохая – это когда эпизоды просто следуют друг за другом безо всякой вероятности и необходимости, либо потому, что поэт бездарен, либо потому, что актеры страшно нравятся публике и она просто хочет подольше на них потаращиться. Тогда это совершенно не связано с истинной драмой. Хорошая же драма – это где действие единое, где есть вероятность и необходимость, а также где действие, в случае с трагедией, страшное и жалкое, причем хорошо, когда действие происходит неожиданно или одно вследствие другого, причем это становится очевидным из событий, а не из театральной обстановки. Не потому что кто-то неожиданно вывернул из-за угла, а потому страшно, что это следствие событий, как в «Эдипе». И таким образом, действие может быть простое, т.е. диалог, сложение событий, какие-то события на сцене. А также оно может быть сплетенным. Сплетенное или сложное действие – это такое, в котором есть три следующие важнейших части или основы фабулы. Это перипетия, т.е. перемена от счастья к несчастью и наоборот. Второй пункт – это узнавание, т.е. переход от незнания к знанию, кто-то что-то узнает и, естественно, отсюда проистекает дружба или вражда между персонажами и соответственно переход от счастья к несчастью и наоборот. Причем узнать можно что угодно, можно узнать что-то неодушевленное, можно узнать какие-то внешние признаки, можно узнать, совершил или не совершил человек действие. Узнавание может быть самого разного рода. Герой может сам что-то сообщить, о чем-то вспомнить, о чем-то догадаться, может быть ложное узнавание, но наилучшее – это тогда, когда оно происходит из естественного хода событий, не надуманно, а именно из естественного хода событий. Естественно, что Ифигения передала письмо Оресту, и он её узнал. Это было естественное её деяние и закономерное. И наилучший вариант – когда узнается именно человек, а не какие-то объекты, потому что тогда это не только показывает вот эти перемены к счастью или к несчастью, но и вызывает в зрителях страх и сострадание, а это, собственно говоря, и есть цель трагедии – вызвать у зрителя страх и сострадание. И тут мы видим третий важный элемент фабулы, основу фабулы – это страдание, это действие, которое приводит к боли, смерти и так далее. Итого у фабулы есть три основы.
Далее — Драма. Теория. Часть 4