Страницы

Ссылки

Драма. Теория. Часть 11

Драма. Теория. Часть 11

Какие темы поднимает античная трагедия? В первую очередь античная трагедия отличается от современной следующим (это очевидно любому, кто читает тексты античных авторов): сюжеты там практически никогда не бывают оригинальные (если речь идет, конечно, о мифологических трагедиях), потому что идея сюжета, фабулы, по Аристотелю, не в оригинальности и не в реализме, а в том, чтобы вызвать у слушателя, у зрителя эмоции. Если это соответственно комедия, то смех, если это трагедия, то страх или сострадание, и таким образом у человека будет происходить очищение нравов.

Как же это сделать, если сюжет известен? Дело в том, что каждый сюжет можно раскрыть свежим образом, вложить в уста персонажа те или иные слова, сделать персонажа таким или другим, не меняя самого факта тех или иных свершившихся событий. Этим античная драма очень сильно отличается от драмы современной, которая всегда ищет некой оригинальности сюжета. Трагедия вообще часто посвящена вечным темам, символическим, и мифологический круг, которым пользуется трагедия, он существует очень долго и очень мало видоизменяется. А для комедии характерно более свободное обращение с темами, характерна некоторая задиристость, вообще критическая направленность комедии зачастую, возможно, связана с неким раскрепощением, практически карнавальным, потому что мир комедии – это мир противоположный красоте и гармонии космоса, мир перевернутых отношений, где разрешается все то, что обычно является деяниями наказуемыми. При этом не стоит думать, что комедия или трагедия – это полностью вот такая вот выдумка. В целом реализм достигается, скажем так, в этической, эмоциональной сфере, сфере идеальной, а не в сфере достоверности события как такового. В комедии имеются достаточно бытовые сцены, в трагедии же быт практически отсутствует, равно как в трагедии отсутствует натурализм. Известное свойство комедии и трагедии античной – это отсутствие крови на сцене. Чтобы сказать, что кто-то погиб, появляется вестник, или какой-либо персонаж выполняет эту роль и говорит, что такой-то погиб таким-то образом. Далее на сцену могут на специальной тележке вкатить тело, но на самой сцене никогда никого не убивали, потому что это натуралистическое представление не нужно для трагедии, она достигает своей цели другими способами, какими – мы разбирали, когда говорили о теории Аристотеля.

И последний элемент драмы, о котором нужно сказать, – это хор, что собой представляет хор. Изначально, это вообще основная часть драматического представления. Сначала он был достаточно небольшим, видимо, делился на две части, как впоследствии всегда будет происходить в древнеаттической комедии. Это было 12–15 человек. И соответственно к ним добавлялся один, потом два, потом три актера. В хоре есть корифей – глава этого хора. То, что поет хор, называется строфой и антистрофой. Строфа, по-гречески strophe, – это поворот, т.е. хор идет по сцене из одного конца в другой, нечто поет, совершает некие движения руками, потом останавливается, поет допустим стасим, поворачивает, идет в другую сторону и поет уже не строфу, а антистрофу. Так же хор может петь припевы, так называемые эподы. Потом в Риме у Горация это будет целый разработанный жанр, поджанр – эподы.

Мы, к сожалению, лишены таких важных элементов античной драмы, как танец и музыка, движения драматические. И согласно Аристотелю, согласно более поздним представлениям, это неотъемлемая часть драмы, естественная и необходимая. Мы имеем только вот некие высказывания, в случае с хором эта потеря очевидна, но что касается речей, которые произносят, то обычно хор высказывает некую мораль и обобщает картину мира.

Что касается жестов, которые производит хор, то, видимо, помимо масок и прочего, был специальный набор условных жестов и ритмов для различных эмоций. Возможно, ритм подсказывала мелодия самого языка. Часто согласно описаниями античной драмы, которые мы имеем, хоровая партия представляла собой три части – две были идентичны ритмически – это соответственно строфа и антистрофа, а третья являла собой ритмически нечто новое – это эпод. Для пения хора важны не столько вокальные ходы, сколько такие ритмические фразы, при этом язык использовался обычно дорийский, дорийский диалект, хотя могли добавлять и другие элементы, например лидийский придавал такой восточный колорит речам хора, ионийский настраивал зрителя на более духовный лад. Зачем нужны эти танцы и вообще движения? Они сопровождают, основной элемент – это все-таки слова, основной инструмент, по Аристотелю, и служат лучшему достижению цели трагедии, чтобы зритель мог бы пережить вот эти вот эмоции, трагические или же эмоции комические.

Далее — Драма. История. Часть 1

Search

Categories