Драма. История. Часть 8
Драма. История. Часть 8
Этот космос комедийный наблюдается и в произведениях другого римского комедиографа, чьи тексты до нас дошли. Это Теренций. В отличие от греков, у которых одно имя, у римлян имен всегда три. Первое имя – это его личное собственное имя, второе – это имя его рода, и третье – это имя ветви рода. При этом если человек был вольноотпущенником, каков был Теренций, то он получал в качестве среднего имени имя своего бывшего хозяина. Теренция звали Публий Теренций, потому что он был вольноотпущенником сенатора Теренция Лукана. У него было третье имя-прозвище, потому что у него не могло быть никакой ветви рода, Афр, потому что он был родом из Африки, из Карфагена. Теренций написал шесть комедий, все они до нас дошли. Это «Андриянки», «Свекровь», «Самоистязатель» «Евнух», «Формион» и «Братья». Жил Теренций примерно в то же время, что и Плавт, но он был младше него, младший современник. Он родился около 195 года и умер в 159 году до н.э. Наиболее популярными из его комедий впоследствии стали две – «Свекровь» и «Братья». Когда «Свекровь» ставили на сцене впервые, то она дважды терпела неудачу, однако потом была довольно популярна. Эта комедия по сути уже не комедия, а бытовая драма, комические образы в ней очень странные, если считать их комическими, скорее это некий жизненный конфликт различных персонажей. И в ней также важную роль играет любовь, эрос. Комедия «Братья» написана незадолго до смерти, за год примерно, в 160 г. до н.э., сюжет свой берет из одноименной комедии Менандра, кроме того, использует сцену из другого греческого комедиографа Дифила. Эта комедия поднимает тему воспитания, в ней изображены братья, которые по-разному воспитаны. Здесь, в комедии этой есть некоторый элемент того, что мы называем гуманизмом. Теренций считал, что надо проявлять и мягкость в воспитании и требовательность, он понимает, что человек может заблуждаться, но в то же время готов и способен его простить, и в то же время призывает людей к исправлению. Хотя Теренций, так же как и Плавт, использует сюжеты греческих комедиографов, его персонажи не столь самостоятельны, как персонажи Плавта, речь довольно изящна, просторечия довольно редки, архаизмов также довольно мало, но это также и снижает некоторую яркость и сочность речи. Теренций был очень любим римской аристократией, особенно эллинофильской аристократией, т.е. той, которая была настроена на греческую культуру, а не на римскую. Плавт в этом плане более римский автор. Теренций был более популярен, чем Плавт, также и в эпоху Возрождения, однако на данный момент и Теренций, и Плавт находятся примерно в одинаковом положении.
Увы, римская трагедия этого времени до наших дней не сохранилась. Однако у нас все-таки есть образец римской трагедии, но довольно поздний. Это трагедии Луция Аннея Сенеки. Это писатель и философ, который родился в 4 году до н.э., а умер в 65 г. н.э. По происхождению он из Испании. Он писал самые различные произведения, у него есть и послания, и диалоги, и трактаты, различные философские и поэтические произведения, ну и соответственно то, что нас будет интересовать, это трагедии. Все они, за исключением одной трагедии «Октавия», написаны на мифологические темы, т.е. на те темы, которые использовали и греческие трагики, и точно также, как на авторов классического греческого периода, на трагедии Сенеки влияет актуально историческая обстановка, контекст, в котором они создаются, – это эпоха Нерона. Сюжеты трагедии получают своеобразную разработку. В его трагедиях исповедуется стоическая мораль, стоическая философия, при этом автор прославляет простую жизнь, скромный быт. Этот мотив часто появляется и в трагедии «Федра», и в трагедиях «Фиест», «Эдип» и прочих. Часто царская власть называется несправедливой, и осуждается. Он критикует власть насильственную и прославляет власть умеренную, в его трагедиях часто присутствует мысль о смерти и самоубийстве. Его персонажи – это люди очень страстные и способные на огромную жестокость. Они произносят прекрасно риторически отделанные монологи, и вследствие или чрезмерной отделки, или вследствие особой установки автора эти персонажи достаточно схематичны. Вы сами можете при чтении сравнить «Медею» Сенеки и «Медею» Еврипида, и разница обычно видна читателю невооруженным взглядом. Медея Сенеки – это не несчастная обманутая жена, а это хитрая и мстительная злая волшебница, которая с самого начала задумывает преступление и хочет его совершить. Она в некотором роде бесчеловечна. Различна и судьба для Медеи Сенеки и Медеи Еврипида. У Сенеки Медея говорит, что судьба боится храбрых и давит трусов, что она может отнять богатство, но не может отнять дух, и Медея как бы начинает колебаться, стоит ли совершать преступление. Однако это лишь противоречивость её чувств и внутренняя борьба, потому что для Сенеки рок непреодолим, и персонаж всегда чувствует себя обреченным. Да, Медея хочет вернуть любовь Ясона, она хочет с ним бежать, но ничего этого сделать она не может. Сенека любит изображать то самое страшное и жалкое, о котором говорил Аристотель, непосредственно на сцене. Рассчитывая на эффект, произведенный на зрителя, Медея убивает детей не за сценой, как это было бы правильно, а убивает их прямо на сцене, производя на зрителя неизгладимое впечатление. Иногда эти патетические монологи слишком длинные, и есть мнение, что драмы Сенеки были рассчитаны не на сценическую постановку, а на чтение, так называемая лезодрама (немецкий термин), драма для чтения.
Особое положение в творчестве Сенеки также занимает трагедия «Октавия». Дело в том, что это единственная историческая римская трагедия, т.е. трагедия на историческую тему (такие трагедии назывались претексты), в которой изображается несчастная судьба первой жены Нерона Октавии. В этой трагедии интересен факт появления автора, поскольку, как это и рекомендовал Аристотель, автор не появляется сам в трагедиях, а здесь появляется Сенека и дает наставления Нерону совершенно в духе стоицизма. Он прославляет Агриппину, критикует зависимость сената от императора, и из-за этого многие считают, что «Октавия» могла быть поставлена или издана лишь после смерти Нерона. Сенека считался моралистом, и в последующие времена из его моральных сочинений и из трагедий многие цитаты попали в различные сборники, а в более позднее время, в эпоху Возрождения, а далее Просвещения, трагедии Сенеки оказали огромное влияние на драматическое европейское искусство.
Далее — Лирика. Теория. Часть 1