Страницы

Ссылки

Драма. История. Часть 7

Драма. История. Часть 7

Подобный же принцип исповедует и другой эллинистический автор, но уже римлянин – это Плавт. Плавт жил в III–II вв. до н.э. Он родился в 256 или 254 году – умер в 186–184 году до н.э. Точное число его комедий нам неизвестно, хотя Варрон – знаменитый римский ученый дает некоторый список, но неизвестно, насколько он точен. Если рассматривать его творчество в соответствии с его жизнью, то выяснится, что писал он примерно по комедии в год с 206–207 гг. и до своей смерти в 186 г. На поверхности фабула всех его комедий – это хаос, но внутри на самом деле есть некоторый порядок. Для Плавта очень важна сценография и строение театра, этому способствовало и развитие и появление новых конструкций, создание театров как некоторых замкнутых пространств, замкнутого мира, в котором правят практически космические силы. В отличие от трагедий, комедия более оптимистична, и комедия Плавта в этом плане особенно оптимистична. В конце всегда примиряются все силы, как и у Менандра, у Плавта огромную роль играет случайность, не судьба – фатум, а именно случайность (по-гречески она называется тюхе), это, фактически, одна из сторон закономерности происходящих событий. События случайны только для определенной группы персонажей, у каждого из которых есть своя фабула, по Аристотелю, своя последовательность поступков, вытекающих друг из друга с необходимостью и вероятностью в зависимости от характеров и при скрещивании этих фабул, при пересечении нарушается этот идеальный порядок и возникает этот кажущийся хаос.

Комедийный характер впервые был сформирован именно Менандром. У Менандра характер – это практически отдельное существо, которое управляет человеком, то, что впоследствии, может, будет называться душой. Именно из него происходят слова и поступки персонажа, и именно он является той основой, на которой конструируется событийная база, эта фабула, в рамках которой действуют различные характеры. Самым необходимым элементом этой новой комедии (иначе она называется новоаттическая или эллинистическая комедия), к которой принадлежат и Плавт, и Менандр, и Теренций, является любовь. Да, это, может быть, не всегда главное действующее лицо, например, в плохо сохранившейся комедии Менандра «Щит», очевидно, любовь не играет большой роли, однако в римской комедии на греческий сюжет это почти жанровое требование, т.е. она обязательно должна присутствовать. Таким образом, мы можем выделить уже три столпа комедии новоаттической – это типизации характеров, это некоторая идеализация событий и это важность бытового аспекта. Любовь при этом является движущей силой. Какова она? Это не любовь в общепринятом смысле, а это эрос, т.е. стремление к тому, чего нет, из этого происходят различные ошибки. Ошибки у Плавта всегда носят некий этический смысл, они в этом плане близки к грехам. И в совокупности получается некоторая композиция, которая воплощает различные идеи, которые движутся в историческом времени. Она основана на бытовых некоторых элементах, но типизация и идеализация персонажей помогает создать особый космос, комический, комедийный.

Далее — Драма. История. Часть 8

Search

Categories