Страницы

Ссылки

Антропоморфная мировая ось

Антропоморфная мировая ось

Теперь о мировой оси. О мировой оси написано очень много, о ней можно найти в любом справочнике, в любой энциклопедии, в любой мало-мальски пристойной книге по мифологии. Поэтому о ней будет достаточно кратко. Значит, какие существуют формы мировой оси? Опять же в любом справочнике вы найдете указание на две её формы — это мировое древо и уже упомянутая мной мировая гора. Это всё правда, но не совсем, потому что существует третья форма – это мировой великан. С третьей формой маленькая проблема. Дело в том, что поскольку традиционно как миф воспринимается миф-повествование, то мировой великан встречается редко и практически только в одном регионе земного шара – это регион средиземноморский. Понятно, что Атлант как антропоморфное воплощение мировой оси известен широко. А кроме него примеров практически нет. То есть они есть, но они известны только узким специалистам. И в любом случае эти примеры не выходят за пределы средиземноморских мифологий. Но мировой великан очень широко представлен в неповествовательной мифологии, а именно он представлен в мифологии, воплощаемой изобразительно. Ваш покорный слуга уже который год никак не может дописать статью по исполину, хотя у меня был очень удачный доклад на конференции, посвященной советской мифологии, где я этот образ рассматривала на примерах исключительно советских, причем и текстовых и особенно, конечно, это памятники, это плакаты. На плакате все очень четко предстаёт. Давайте представим себе, например картину Павла Корина «Александр Невский».

Мало того, что там главный герой изображен весь закованный в железо с головы до пят, так что не очень понятно, что это он в облачении тех самых псов-рыцарей, которых он вроде как громит. Это, кстати, объясняется исключительно мифологическим восприятием. Об этом чуть позже. Восприятие героя как того, кто имеет стальное тело. И, кстати, в связи с советской мифологией невольно вспоминаешь псевдоним «Сталин». Но это ладно. Он изображён с очень низкого ракурса, так что ему дружина приходится чуть выше, чем по щиколотку. А собор на дальнем плане чуть выше, чем по колено. Мне, в общем, жаль советских художников, которые с помощью перспективы просто вынуждены были выворачивать ракурсы мучительно так, чтобы именно используя законы перспективы сделать то, что в древности, в том же самом, например (как самый яркий пример), древнем Египте без проблем делали безо всякой перспективы. А именно — то, что главному герою обычные люди должны быть не выше чем по колено. И эти примеры мы видим очень часто. Мне в своё время довелось отсмотреть огромное количество картин на военную тематику. Там были и действительно произведения искусства, и соцреализм в худшем виде, и чего там только не было: и Великая Отечественная, и богатыри, и просто Отечественная, в общем, много. Так вот где-то на втором десятке я поняла, что 90% картин дают нам или же врага ростом не выше, чем по колено герою, разумеется, с применением законов перспективы, будь они неладны, или же хотя бы какой-то локальный горизонт примерно на уровне колен героя. Иными словами, у нас наше подсознание очень хорошо сохраняет представление о том, что герой в 3 – 3,5 раза выше обычного человека. Дальше можно пройтись по городу и посмотреть на памятники. Если мы посмотрим, какой высоты памятник, разумеется, с учетом пьедестала и всех ступеней к нему ведущих (какой высоты памятник по отношению к росту обычного человека), то мы увидим, что подавляющее большинство памятников прекрасно вписывается в это соотношение: в 3 – 3,5 раза выше. Будь то хоть столб в виде Гоголя, будь то хоть памятник Пушкину, будь то хоть конная скульптура Жукова, не к ночи будь упомянута.

Дальше. А дальше у нас ещё есть архитектура. В архитектуре у нас есть монометаллизм. Как раз в сталинское время, как известно, зданий строилось много. И если мы, например, в Москве пройдем мимо корпуса министерства обороны, построенное как раз в сталинское время, то там очень удобно. Там для удобства мифологических наблюдений при дверях стоит часовой. Поэтому посчитать очень просто. Мы видим, что дверь в три человеческих роста, а над дверью там такое полукруглое окно, не окно, не знаю как это назвать, полукруглое завершение, которое дает нам необходимую половинку. То есть, чтобы этот самый стальной великан, он прошёл. И как раз вот ему там хватит по росту. Наше сознание очень четко хранит представления о некоем существе, которое является воплощением каких-то благих сил, они могут быть связаны с защитой родины, они могут быть связаны с символом литературы, как хороший памятник Пушкину, или ужасный памятник Гоголю в виде столба, будь то символ науки и т.д. этот список легко продолжается. Есть некий человек, являющийся воплощением какой-то из благих сил, и он будет отлит из металла или высечен из камня и общая высота в 3-3,5 раза выше обычного человека. И долгое время я не могла понять — откуда взялось такое соотношение? Почему именно так? Почему не меньше, почему не больше? Устойчивость его была уже тогда для меня очевидной. Потом нашёлся и ответ. Если мы возьмем рост современного мужчины (170 – 180 см средний рост), понятно женщина пониже. А человек рождается, как известно, длиной тела 50 см. Дальше мы начинаем глазки открывать, начинаем глазки сводить в фокус, видим маму, папу. 50 см и примерно 160 – 180 см: вот мы как раз и получаем это самое соотношение. То есть оно идет из нашей младенческой памяти, из нашего младенческого, еще даже не детского, восприятия роста родителей. Это мы взяли пример антропоморфной мировой оси.

Далее — Мировая гора и мировое древо

Search

Categories