Страницы

Ссылки

Иной мир — мертвецы и животные

Иной мир — мертвецы и животные

Итак, боги, божества, кто идет дальше? Отдельная совершенно категория обитателей потустороннего мира, иного мира — это мертвецы. Забегая вперед, скажу, что во всех языческих мифологиях загробная жизнь определяется отнюдь не тем, был человек добрый или злой, праведный, неправедный. Понятия праведности и неправедности — это к монотеизму, а ни в коем случае ни к язычеству. В любых языческих мифологиях загробное бытие определятся формой смерти и формой погребения. Если человек умер правильной смертью, то есть обычной смертью, то, соответственно, он после смерти переходит в категорию предков и затем определенным образом уже в рамках этой категории взаимодействует с живыми в ходе специальных праздников, специальных ритуалов и т.д. Если же человек умер слишком рано или слишком поздно, если он был убит или, хуже того, покончил с собой, если он не был похоронен, был похоронен не должным образом, и т.д., одним словом, он умирает неправильной смертью, то он переходит в гораздо менее приятную категорию, которая формирует огромный корпус нечисти: всевозможные вампиры, упыри и другие не очень приятные персонажи. Итак, мертвые — это совершенно особая категория обитателей иного мира.

Следующая категория — это животные. Животные с завидной регулярностью мифологически маркированы. Иногда в определенных ситуациях животные оказываются мифологически значимы, хотя в обычной жизни ничего такого нет. Ну, например, из моей личной полевой практики: приезжаем мы — фольклорная экспедиция — в украинскую деревню. Как празднуется свадьба? Так-то, так-то. На свадьбе обязательно должен быть кот. Через год приезжаем в деревню примерно в 50 км от первой. Как празднуется свадьба? Так-то, так-то. На свадьбе категорически не должно быть кота. И опять-таки какие-то объяснения. Ну, оставляя в стороне взволновавший вопрос — должен ли быть кот на свадьбе, что мы имеем? Совершенно обычное домашнее животное. В обычной жизни никакой мифологической роли не играет. Но свадьба — состояние перехода из холостого состояния в семейное. Раз состояние перехода, значит зона риска. Зона повышенной эмоциональной окрашенности. И в этой ситуации обычное животное мифологизируется. И в этой ситуации кот оказывается мифологически значим. И поскольку он здесь мыслится носителем определенной силы, то эту силу можно или принимать, или отвергать. И вот, соответственно, в деревнях сравнительно недалеко друг от друга расположенных, решения принимаются противоположные.

Итак, боги, божества, обитатели мира мертвых, животные и последняя категория того, что при мифологическом мировосприятии воспринимается как существа иного мира — это, как уже опять же было сказано, соседние народы, которые в большей или меньшей степени мифологизируются всегда. Сейчас, благодаря глобализации, это потихонечку уходит, но и то у нас хватает совершенно немыслимых мифов про другие народы.

Далее — Тождество противоположностей

Search

Categories