Римская империя перед крахом
Римская империя перед крахом
Наряду с принятием христианства Константин принимает ещё одно стратегическое решение, имеющее огромные последствия. Он переносит столицу из Рима на Восток, в город, названный его именем, (Константинополь), который потом станет столицей Восточной Римской империи. Там был древнегреческий город Византия, город на Босфоре, там, где Чёрное море соединяется со Средиземным. Рим уже понемножку утрачивает своё значение центра мировой империи.
Реформы Диоклетиана (система домината) и религиозная реформа Константина продлили существование империи ещё на полтора столетия, на 150 лет. Но, конечно, они не могли спасти её от полной гибели. Империя ликвидирует всякое местное самоуправление, подменяет неформальные связи внешней насильственной регламентацией. Внешне всё ещё выглядит вполне пристойно. Римские легионы стоят на границах, римские поэты славят «пакс романус», но большинство воинов в легионах — варвары. И варвары вроде бы призваны бороться против других варваров, но у империи уже нет сил, чтобы сдерживать натиск варваров.
До III века империя наступала, теперь она обороняется. До этого она черпала из окрестных земель рабов, деньги, богатство, теперь она уже откупается от набегов. Теперь варвары врываются на её территорию, поселяются внутри самой империи, и она ничего не может сделать. Может только связать их договорами, откупиться от них «подачками». Но внешне всё чинно. Поэты восхваляют императора вечного города и имперскую миссию Рима, объединившего навеки под своим скипетром народы.
Но вечный город тоже не вечен. И вспоминаются знаменитые строки из песни Булата Окуджавы, в которых, конечно, был подтекст. Написаны они были в советские времена, во времена Брежнева.
Римская империя времени упадка
Сохраняла видимость твёрдого порядка.
Цезарь был на месте, соратники рядом.
Жизнь была прекрасна, судя по докладам.
Это, конечно, «судя по докладам». На деле всё разложилось. Распадаются связи внутри империи, вырастает роль латифундий, местных земельных магнатов. Города приходят в упадок. Культура в кризисе. И как писал другой великий поэт — Иосиф Бродский — в своём знаменитом «Письме римскому другу»: «Мы, оглядываясь, видим лишь руины». Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.
Для этого времени характерны: порча нравов, фактически распад империи, гибель культуры, рост регионализма, исчерпанность внутреннего смысла Римской империи, упадок духовный, экономический, политический. А извне происходит то, что называется «Великое переселение народов». IV — V века проходят под знаком Великого переселения народов. С Востока идут гунны и гонят перед собой другие племена, в частности – готов. И вот с готами и гуннами, а также вандалами и другими племенами (тюркскими, германскими) связаны последние десятилетия, последние столетия существования Римской империи.
В эпоху кризиса Римской республики мы видим последних республиканцев (Катона, Цицерона, Брута). Также и в эту эпоху, хочу заметить, в эпоху всеобщего разложения, упадка появляются последние римляне: великий полководец Аэций, который разобьёт Аттилу, великий философ Боэций, который будет, ожидая смерти, утешаться философией. Он напишет трактат «Утешение философией», сидя в темнице в преддверии смерти. Носители культуры, носители римского духа виртус романус ещё остались даже в эту эпоху. Их назовут «последними римлянами».
Это я забежал вперёд. А что происходит после Константина, в IV — V веках? После Диоклетиана и Константина – недолгая стабилизация. Продолжается внутренняя религиозная борьба восходящего христианства и закатывающегося язычества. Последняя великая философская система – неоплатонизм, синтезировавшая в себе все богатства античной культуры, античной философии, религии; которая одновременно противостоит христианству и оказывает на него огромное влияние. Христианская философия – это неоплатоническая философия во многом.
Далее — Разделение Римской империи