Страницы

Ссылки

Золотой век Рима

Золотой век Рима

После Траяна был император Адриан. Это был очень культурный человек, эрудит, путешественник, собравший большую библиотеку. Он покровительствовал знаменитому Павсанию, который объездил всю Элладу и написал огромный труд «Описание Эллады», где описывает все достопримечательности Греции. Адриан построил знаменитый Адрианов вал, который защищал Римскую Британию от вторжений с севера. И вообще, в это время, в эпоху Антонинов, возникает такое понятие, как «лимес». Лимес – это оборонительные сооружения (частоколы, рвы, насыпи) по всей огромной границе империи.

Но вот возникает такая проблема. Надо заметить сразу же, что объединяется пакс романа (римский мир) – в нём единые законы, единые легионы, но в самом Риме сокращается население. Демографический кризис. Меньше рожают, и не хватает граждан, не хватает воинов. Происходит варваризация легионов. В легионы приходит много варваров — жителей не Рима и даже не Италии. И возникает вопрос о предоставлении им прав. Рим – единая космополитическая империя, в ней — единое право. Перемешиваются разные народы. Роль провинций резко возрастает. Теперь уже Италия – скорее символ, и Рим – скорее символ этого государства, чем реальный центр политический. И Эллада – уже не центр культуры.

Возрастает роль провинций. Именно в провинции часто потом будут провозглашаться новые императоры. Хозяйственная, экономическая, политическая роль провинций, провинциалов, их жителей, которые уже перестают быть собственно варварами в прежнем смысле этого слова, растёт. То есть, вот важная тенденция: роль провинций возрастает, легионы варваризируются. Под эгидой Антонинов много строится дорог, мостов всевозможных и т.д., издаются новые законы, о чём я ещё скажу.

После Адриана правит Марк Аврелий, великий римский философ-стоик, автор знаменитой книги «Наедине с собой» или «К самому себе». Мироощущение этого человека глубоко трагическое — это погружение в себя, в мир страдания. А он должен нести служение, быть императором Рима. Всё его правление – это войны, оборонительные войны против нападений варваров с севера. Правил он в 161-180 годах.

В общем, правление Антонинов – это сто лет мира и процветания Римской империи. Правда, замечу, что наследует Марку Аврелию его сын Коммод — самодур, зверь, деспот, который любил грубые игры. Вообще, к сожалению, в это время — хотя с правителями, такими как Адриан, Траян, Марк Аврелий Риму повезло — уровень культуры невысок, и гладиаторские игры составляют суть тогдашней, как бы сейчас сказали, массовой культуры, как сейчас спорт.

Коммод очень любил гладиаторские игры, и римляне не очень понимали своих императоров, того же Марка Аврелия, зная их нелюбовь к гладиаторским боям. Происходит некая варваризация римских нравов. Сразу скажу, что Коммод будет последним представителем этой династии, его убьют. Он будет не в отца своего, будет подтверждением правила «в семье не без урода».

Возвращаюсь к эпохе Антонинов. Итак, пакс романа – единое человечество, такой плавильный котёл, в котором смешиваются разные религии, разные культуры — греки, египтяне, иудеи, римляне, галлы. Распространяются идеи космополитизма, распространяются разные религии. Там, где стояли римские легионы, возникают города, общие законы, удобные законы, духовные контакты.

Улучшается положение рабов. Под влиянием того же стоицизма рабов теперь признают людьми. Считается, что убивать их нехорошо, многих отпускают на волю. Появляются вольноотпущенники. А, кроме того, рабский труд становится совсем уже неэффективным. И вот, под влиянием неэффективности рабского земледелия, с одной стороны, прекращения притока рабов – с другой, и, наконец, стоицизма и христианства, говоривших, что рабы – такие же люди, с третьей, положение рабов улучшается.

Возникает такое явление, как колонат. Колонат – то есть сдача угодий в аренду. Ну, фактически, колон – это арендатор. Ему крупные собственники сдают землю, а он отдаёт с неё крупный оброк. Часто рабов переводят теперь в колоны, и это улучшает, естественно, их положение. В разных городах возникают коллегии, что-то вроде наших профсоюзов. Это корпорации людей одной профессии, которые вместе совещаются, что-то делают, устраивают собрания, праздники, поддерживают друг друга. Из этого потом вырастут цеха средневековых городов.

Далее — Кризис Римской империи

Search

Categories