Страницы

Ссылки

Династия Флавиев

Династия Флавиев

Что можно сказать об этом, об этой эпохе? Всё, что было после Октавиана и до Нерона (за кратким исключением короткого правления Клавдия) – это непрерывные потоки крови, это непрерывная борьба императора с сенатом, убийства, убийства сенаторов, убийства императоров. Так происходит становление империи. Не все ещё согласны принять её даже в одежде республики и оказывают сопротивление.

Я хочу сказать, что в истории всегда интересно, как сочетается объективное и субъективное, личность человека, оказавшегося наверху, например, и некие объективные процессы. Объективные процессы требовали от императоров запугать всех оппозиционеров, сломить их, перебить их, искоренить в них память о прошлых вольностях, о республике. А субъективно принцепсами оказывались вот такие звери.

Опять-таки, что причина, что следствие — я не знаю, но итог таков, что, конечно, тираны палку перегнули: Нерона всё-таки свергли, Калигулу убили, Тиберия задушили. Но, в конце концов, и оппозиция была уничтожена, разгромлена, обезглавлена. Было выкорчевано несколько поколений людей, которые помнили ещё времена Брута, Катона.

Например, Нерон перебил просто всех наиболее достойных людей того времени: Сенеку (своего учителя-философа), Петрония Арбитра (автора «Сатирикона», великого писателя), приговорённого им к самоубийству, Лукана (поэта талантливого, республиканца, автора поэмы «Фарсалия»). Не понятно, за что он убил Лукана. То ли он убил его за то, что тот был республиканцем и в своей поэме воспел Помпея, воспел свободу, воспел республику, то ли за то, что просто завидовал ему как поэту, как неудачливый поэт — поэту талантливому.

Повторяю: тут всё сошлось. Так или иначе, вот эта первая династия римских императоров, мрачная династия, заканчивается. Начинается борьба полководцев, гражданская война. На этот раз короткая: 68-69 годы н.э. После смерти Нерона сражаются римские императоры между собой. Гальба, Отон, Вителлий быстро сменяют друг друга. Ситуация, которая станет потом для Рима стандартной. Какие-то регионы и какие-то легионы. В каком-то регионе легионы провозгласили своего начальника, в другом – другого. И они сражаются.

В итоге пришли к власти Флавии, династия Флавиев, которая будет править Римом с 69 по 96 годы н.э. Победителем в этой борьбе вышел Веспасиан, Флавий Веспасиан, командующий сирийскими легионами, который в это время покорил восставшую Иудею. Это эпоха Иудейской войны, войны, описанной историком Иосифом Флавием, а в наше время – Леоном Фейхтвангером в одноимённом романе.

Вот Флавий Веспасиан. Старый полководец, хитрый политик. На некоторое время в Риме устанавливается стабильность. Веспасиан прославился своим знаменитым изречением «деньги не пахнут». Дело в том, что он обложил общественные уборные налогом, и когда его сын Тит возмутился и сказал, что это нехорошо, Веспасиан как человек прагматичный поднёс к носу Тита монету и спросил его, пахнет ли она. Деньги не пахнут. Мы видим уже новый стиль правления, прагматический, и тут уже не до виртус романус.

На смену Веспасиану приходит его сын Тит и потом Домециан, ещё один кровавый злодей, которого убьют в результате заговора. И короткая династия Флавиев, начатая Веспасианом, продолженная Титом и Домецианом, прекратится. И Рим вступит в последний период своего величия и стабильности — во II век нашей эры.

С 96 по 192 год будет править династия Антонинов. Представители этой династии – это не обязательно родственники. Был обычай усыновления. Усыновляли самого достойного, духовного преемника. Это Золотой век Римской империи. Потом уже будет в основном только упадок.

К началу лекций о гибели Римской республики

Search

Categories