Консекрация
Консекрация
Но завершая разговор о правлении Августа и о принципах принципата (извините, за такую игру слов), скажем, что в пику всей прочей его политике, говорящей о возвращении к старине, был один введённый им обычай, который назывался «консекрация» (посвящение). Август вводил официальный культ императора. Вот этого Рим раньше, конечно, не знал. Это, конечно, тоже резко возвышало принцепса над всеми остальными. Человек божественен. И первым был Цезарь, Божественный Юлий. Теперь — Божественный Август.
Консекрация (посвящение) – это процедура, когда по постановлению сената определялось, какие почести следует воздавать императору, которого объявляли богом или при жизни, или после смерти. Для чего это делалось? Просто чтобы укрепить власть императора? Да, но также и для того, чтобы сплотить империю воедино. Август понимал, что империя не может управляться только силой оружия. Надо её соединить законами, культурой и религией. Римское право, эллинская культура и вот — культ императора. Все должны его почитать, все должны ему поклоняться.
Ни от кого, конечно, не требуется, чтобы он верил. Я уже говорил (и вообще это понятно), что в античности религия носит больше такой внешний характер (официальная религия, гражданская религия в Афинах, в других греческих полисах). Надо поклоняться своим богам. Культ сплачивает жителей полиса (это гражданское дело), ты должен их почитать, но что там у тебя внутри, во что ты там веришь, какие там у тебя искания, в каких ты участвуешь мистериях, в какие входишь союзы, о чём ты философствуешь – это твоё дело.
Так было в Элладе, так было и в Риме. То есть, некая всеядность, терпимость, а религия — именно как гражданское дело. Но тут был сделан шаг вперёд. Тем более что никто, конечно, не верил, что император на самом деле — бог. Но всем полагалось в это верить, чтобы создать это вот единство. Это тоже характерно для Рима (формализм во всём: формализм в праве, формализм в религии, соблюдение некоторых ритуалов). Не требуется внутреннего убеждения, требуется внешнее почитание.
Правда, были и те, кто принципиально, в силу своей веры не мог считать императора богом. Это были иудеи, и поэтому у Рима часто были проблемы с иудеями. Провинция Иудея вошла в это время в состав Рима. Иудеи отказывались почитать императора. Помните «не сотвори себе кумира», «нет бога, кроме одного единого бога»? И как-то вот отсюда возникали проблемы.
А потом христиане, идущие вслед за иудеями. И христиан за это тоже будут подвергать гонениям, потому что христиане будут отказываться почитать императора, приносить ему жертвы. Римляне будут удивляться: ну что им стоит? Подумаешь, ну пусть верят в своего Христа, но при этом пусть поклоняются императору. А для христиан это принципиально. Поэтому гонения, поэтому конфликт.
Кстати, поговорим о культе императора, который играет системосозидающую роль в римской идеологии, в римском мифе, созданном во многом Вергилием («Энеидой»). Если рассматривать Рим как мировую империю, провиденциальную державу, созданную, чтобы соединить, сплотить под своим державным скипетром все народы во главе с императором, то вот тут есть параллель с империей Александра Македонского. Он ведь тоже объявил себя богом, чтобы объединить свою державу. И тоже это было дико для греков. Но и греки это как-то приняли всё-таки, скрепя сердце. Так же и римляне приняли поклонение императору.
А так как, мы знаем, римляне вообще-то терпимы, к ним приходит множество новых богов (я уже говорил об этом). При захвате территорий экспроприируются боги вместе с имуществом, приходят все эти Сераписы, Митры, Кибелы и т.д., но культ императора, как освящение системы принципата, как освящение единства римской державы, неизменен.