Страницы

Ссылки

Философия эпохи Августа

Философия эпохи Августа

В Риме начинается чудовищный совершенно разврат, тот самый, о котором мы так хорошо знаем. И это происходит именно в эту эпоху под все красивые слова об укреплении семьи. Так вот, начинается торжество частных интересов, крайний индивидуализм, безразличие к политике (всё равно в ней нельзя участвовать, как это было в эпоху эллинизма), погоня за наслаждениями, уход внутрь себя.

И тут возможны такие сценарии. Сценарий первый. Уйти внутрь себя, заботиться о слиянии с богом. Раз нет справедливости, порядка, стабильности во внешнем мире, искать его внутри себя. И в Рим хлынули потоки религий из Востока. Тем более, что контакты с Востоком были сильные и раньше, а вот теперь Египет ещё завоевали. Из Египта приходят Осирис, Серапис, Исида (египетские божества). Приходит великая мать богов Кибела, приходит Митра из Персии.

А что объединяет все эти культы? Надежда на спасение, слияние с богом, воздаяние, непосредственные переживания. То есть, начинается (первые века нашей эры) смена эр. Старые римские боги уже не устраивают. Интенсивный религиозный поиск, острое ощущение неблагополучия, апокалипсические ожидания, жажда слияния с богом. И одной из таких религий как раз было христианство. Дальше мы ещё подробно поговорим о том, почему христианство победит в этой борьбе. В общем, один такой путь, по которому шли многие, – путь отхода от общественной жизни и ухода в религиозные искания всевозможные (митраизм, маздеизм, христианство, культ Кибелы и т.д. и т.д., — множество было таких религий, просто одна из них победила в этой борьбе).

Другой путь – это то, что в Риме называли «эпикурейством». Конечно, к самому Эпикуру это имеет мало отношения. Мы помним, был такой великий греческий философ. Но он сказал неосторожно одну вещь, что жить надо, наслаждаясь. Сам Эпикур-то имел в виду совсем другое: он говорил, что наслаждение должно быть разумное, духовное. Но многие римляне поняли это так: жить надо одним днём: «живи одним днём, лови момент». Об этом много писал Гораций, он был эпикурейцем. И вот безудержный разврат, безудержное наслаждение — завтра, может быть, нас убьют, и мы всё потеряем.

В Риме в I веке до н.э. жил, между прочим, один из видных продолжателей Эпикура Тит Лукреций Кар, который написал поэму «О природе вещей». Именно из этой поэмы мы знаем об учении Эпикура, эпикурействе. Забавное противоречие (хотя на самом деле не забавное, а грустное) между теорией и практикой: Лукреций, как эпикуреец, проповедовал наслаждение, а сам умер молодым, покончив жизнь самоубийством из-за несчастной любви. Ну, это так, это вершина эпикурейской философии. А вот эпикурейство бытовое – это именно такой разгул, разврат, безверие. Это очень характерно для Рима. Мы видим множество чудовищных монстров — мужчин, женщин, ни во что не верящих, обжирающихся, развратничающих.

И ещё один вариант, самый, может быть, интересный. Это стоицизм. Греческая философия стоическая, начатая Зеноном из Катиона, греком, пришла в Рим, и в Риме случился её расцвет. Мы видим плеяду римских философов-стоиков. Это Эпиктет (раб), Сенека (сенатор, вельможа) и, наконец, Марк Аврелий (император). Видите, самые разные сословия: раб Эпиктет, благородный патриций Сенека и даже император Марк Аврелий.

Стоицизм – это высокая, благородная философия, говорящая о долге, о мужестве, о том, что надо сопротивляться обстоятельствам несмотря ни на что, и вот эта вот философия тоже нашла в Риме своё воплощение. Римляне мало сделали в философии, но если они что-то сделали, то в основном именно в стоической философии, потому что стоики говорят: «Надо следовать долгу, даже если весь мир рушится». Именно из стоиков вышли в этой безнадёжной ситуации люди, который противостояли всеобщему разврату, всеобщему нравственному упадку, и люди, которые противостояли тирании.

Далее — Стоицизм

Search

Categories