Мёд поэзии
Мёд поэзии
И наконец, последняя история получения Одином мудрости — это история мёда поэзии, которая достаточно запутана. Она опять же связана с асами и ванами. И в двух словах, за вычетом ряда эпизодов, она такова.
Асы и ваны, желая заключить мир, берут огромный котёл и все вместе туда плюют. Человеческая слюна считается столь же значимой, как и кровь, то есть это всё равно, как если они бы смешали и кровь. Из слюны они делают человека по имени Квасер, в высшей степени мудрого. Кстати, однокоренного русскому слову “квас”, поскольку слюна использовалась для сбраживания напитков. То есть это всё не совпадения. Потом Квасера убивают и идёт целый ряд разбирательств перехода крови Квасера от одного к другому, потому что кровь его, собранная в котёл Одрёрир (тот же корень «одр»), становится мёдом поэзии. И, наконец, этот котёл Одрёрир оказывается у дочери великана. Один прогрызает скалу, используя волшебный бурав, пробирается к ней и соблазняет её. Она разрешает ему сделать три глотка из котла, но он выпивает всё, превращается в орла и улетает в Асгард. Однако его преследует, тоже обратившийся хищной птицей, отец этой девушки — великан. И всё-таки Один спасается. Я обращаю внимание на этот миф, потому что перед нами очень интересный пример того, как из различных элементов мифологемы складывается три разных мифа.
Итак, мы имеем некоторое сокровище, не материального характера, которое даёт людям культуру. Мы имеем того, кто это сокровище похищает. Мы имеем верховного бога. Мы имеем скалу в сюжете и орла. И, если мы посмотрим на эти элементы мозаики, то мы видим, что из них можно сложить миф о Прометее, можно сложить миф о похищении мёда поэзии, и можно сложить ещё один индийский миф, где похищается тоже один священный ритуальный напиток. В случае с Прометеем похититель – враг верховного бога. В случае с Одином похититель — сам верховный бог. Соответственно то, что похищается — всегда источник культуры. Причём, я подчёркиваю, вещь не очень материальная, потому что Прометей, например, свой огонь прячет в стволе сухого тростника. Понятно, что если бы это был физический огонь, то тростник бы попросту сгорел. Далее, Прометея приковывают к горам, Одину надо сначала пробуравить горы, а потом с гор улететь. Точно также как и в индийском мифе этот самый сома – священный напиток, находится на горе и в индийском мифе орёл по приказу верховного бога становится похитителем. В греческом мифе орёл – это палач Прометея, Зевсов орёл; в скандинавском мифе в орла превращается верховный бог, чтобы похитить и доставить это самое сокровище. То есть вот таким вот образом из различных кусочков мозаики и складываются три совершенно разных узора.
Этот пример очень показателен, поскольку на нём видно, что несостоятельны все попытки, зная элементы мозаики, подчёркиваю – зная их, складывать узор, т.е. реконструировать, какой узор там был несколько веков тому назад или тысячелетий. Потому что узоры могут оказаться самыми разными. Это мы разобрали образ Одина.
Далее — Локи