Страницы

Ссылки

Поход Александра Македонского

Поход Александра Македонского

Не останавливаясь подробно на всех событиях, на всех перипетиях дальнейших событий, отмечу только то, что Александр в ближайшие годы после принятия власти от умершего отца смог стабилизировать ситуацию на Балканах. Когда греки, рассчитывая на юность Александра, подняли восстание, он произвёл акцию устрашения. Центром восстания были Фивы, он пришёл и стёр с лица земли этот древнейший город, который своими корнями уходит во II тысячелетие, один из самых уважаемых греческих городов; он оставил только один домик в этом городе, домик, где жил поэт Пиндар.

Город был уничтожен, жители перебиты и проданы в рабство. Жестоко? Очень жестоко. Безумно жестоко. Но самое интересное, что после этого, когда Александр на 10 лет уйдёт в Азию, десятки раз будут приходить известия, что Александр где-то убит – ни разу этому греки не поверят и не поднимут восстание. Только когда действительно они убедятся в том, что он погиб, когда он действительно умрёт в 23-ем году, вспыхнет восстание, но больше с Александром греки связываться не хотели.

Александр в 34-ом году начинает поход против персов и осуществляет эту идею. В его сорокатысячном войске (это не такое уж большое войско) были и греки, и македонцы. И этот поход завершится в 324-ом году, когда он вернётся из Индии в Вавилон. Сам поход описан в разных источниках, благо античные источники сохранились. По этому поводу написана масса современных книг. Вы можете это прочитать, это действительно поэма, это действительно один из самых ярких эпизодов в истории человечества.

Единственно, на что я хотел бы обратить ваше внимание. Часто говорят о том, что в этом походе проявилось превосходство западных людей над этой инертной восточной массой, над восточной монархией и т.д. и т.д. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что восточная модель общества – это такая же модель общества, созданная человечеством, которая имеет право на существование.

Античное общество (что греческое, что римское), добиваясь великолепных результатов, быстрых результатов, достигало этого, как правило, за счёт огромного напряжения сил, огромной растраты человеческих ресурсов. Постоянные войны, внутренние столкновения — да, это динамика, да, это жизнь, но, повторяю, это то развитие, которое покупается колоссальной тратой человеческих жизней. Восточное общество, да, оно костное, но оно же и стабильное.

Если бы вы из Египта III-го тысячелетия (времён строительства пирамид) попали в Египет эпохи Александра (то есть спустя две с половиной тысячи лет), вы бы не заметили никаких изменений. Вы бы оказались в том же Египте, с тем же языком, с теми же пирамидами, но там больше храмов появилось.

Хорошо это или плохо? Опять-таки судите сами, что нужно. Мы с вами говорили о том типе цивилизации, который пропагандируют американцы — опробовать всё в этой жизни, больше съесть, больше почувствовать и умереть похороненным на вот этом самом кладбище. Мне очень нравятся американские кладбища в отличие от наших. Это лучшее, наверно, что у них есть: эти лужайки с одинаковыми стелами. Я ненавижу наши кладбища с этими загородками. Даже мёртвые, они в этих самых загородках, замкнутые, в этих страшных, ограниченных пространствах.

Но важно всё-таки то, что человек оставил после себя. И в этом отношении ещё раз хочу подчеркнуть, что пока американская цивилизация создаёт то, что нужно для сегодняшней жизни, она ещё не создала то, что останется в веках — ни в области культуры, ни в области литературы, ни в области философии. То, что они получают премии в области экономики – экономические отношения меняются очень быстро. То, что они получают в области техники – технический прогресс безумно ускорен в последнее время. Навсегда останутся картины Рафаэля, останется Афинский Акрополь, останется музыка Бака и Бетховена, это навсегда, навсегда останется русская литература и поэзия. Пока они этим ещё не могут гордиться.

Для восточного общества характерна очень высокая ценность как образа жизни, так и всего того, что было создано их предками. Поэтому, может быть, это является наибольшей ценностью, которую они сохраняют. Так что эта модель тоже имеет право на существование, я считаю, совершенно адекватное.

Поэтому когда противопоставляют цивилизованный мир нецивилизованному, меня это раздражает. Есть разные цивилизации, и каждая цивилизация заслуживает уважения. И обзывать другую цивилизацию (скажем, мусульманский мир) нецивилизованной – это бред и преступление. В Исламе своя собственная цивилизация. Просто есть везде и плохие, и хорошие люди. А считать, что только по принадлежности к тому, что мы русские, или к тому, что мы американские граждане, и мы, значит, автоматически цивилизованные – это бред, это высокомерие, которое кончается очень плохо.

Далее — Личность Александра Македонского

Search

Categories