Теория Платона об идеальном государстве
Теория Платона об идеальном государстве
Важно отметить: почему у Платона управляют философы, кто такие философы.
А вот это как раз проистекает из его основной теории души, теории переселения душ. Ведь наши бренные тела – это временные оболочки для души, душа же бессмертна. А душа – это есть частичка того первоначального идеального мира, и когда душа покидает тело, она как бы возвращается к этой самой первооснове, той первооснове, где есть идеи всего сущего, всех вещей.
Ведь на самом деле эйдос (эти самые идеи) – это есть то вечное и неизменное, которое существует где-то в надземной сфере. Вот то, что мы с вами здесь видим, то, чем вы пользуетесь, то, на чём вы сидите – это есть лишь только отражение тех вечных идеальных вещей. Можно уничтожить этот стол, но останется идея столовости. Можно уничтожить ручку шариковую, но останется идея этой шариковой ручки. Поэтому все эти отражения, миллиардные отражения, которые существуют на нашей земле, они бренны, они преходящи, а вот идеи остаются.
Когда души улетают туда, а потом возвращаются в новое тело, души обычных людей забывают то, что они видели там. Души философов (это не просто души каких-то знающих людей) – это те души, которые имеют воспоминания об идеальном мире. Поэтому, по Платону, что есть образование, чем я с вами занимаюсь? Я, по Платону, не даю вам каких-то знаний, которых у вас нет, я лишь пробуждаю вашу память. Вы это и так знаете. Моя задача – пробудить. Самое главное, чтобы это особенно пробудилось на экзамене. Поскольку, повторяю, все знания в вас уже заранее заложены, поскольку ваша душа уже много раз летала с земли в тот идеальный мир.
Так вот философы знают, помнят тот идеальный мир. Поэтому они должны управлять обществом. Они знают абсолют.
Защищают, естественно, воины. И именно в этой связи часто говорят: «Ах, Платон первый вводит общность имущества, общность жён и т.д.». Бред это всё. Как раз Платон вводил понятие, что философы и воины не должно иметь имущество, собственности. Те люди, которые имеют отношение к управлению государством, будут злоупотреблять своим положением для увеличения своего имущества. Поэтому им нельзя иметь имущество, они содержатся за государственный счёт. Да, именно для них, для управляющих, для философов, для воинов он не предполагает семьи. Никакие родственные отношения не должны мешать человеку выполнять его функции внутри государства.
Именно государство подбирает брачные пары. Вам понравился какой-нибудь молодой человек, а он недостойный. Ведь самое главное, для чего вы должны встретиться с молодым человеком? Основная государственная задача – чтоб вы произвели полезное, здоровое потомство. Вы, к сожалению, не всегда можете это правильно определить в своей жизни. А потом разводы всякие и т.д. Нет, здесь вы встретились, выполнили свою социальную задачу, и дальше государство воспитывает новых граждан.
Но ещё раз повторяю: эти все идеи только для тех, кто находятся на уровне управления. Платон отнюдь не был настолько идеалистом, чтобы распространять эти положения для всего общества. Большая часть населения — это земледельцы, это ремесленники, это торговцы, вот у них есть и семья, есть и имущество. Он понимал, что ни один человек не будет работать, если у него не будет стимула. Философы и воины, они выполняют государственный долг, а тот человек, который занимается производством полезных вещей, естественно, должен иметь стимул. А стимул – это его личный интерес. Так что в этом плане всё было замечательно.
Хорошее государство, без всяких конфликтов. Одно было, так сказать, плохо: такое государство можно было бы во времена Платона организовать где-нибудь в Австралии, в Антарктиде — там, где людей нет. Платон сам понимал, что самый большой вред представляют другие, неидеальные государства, но он попытался, он поехал к своему другу тирану Сиракуз Дионисию и предложил ему. Он говорит: «Ты хороший человек, умный человек». Дионисий был прекрасный тиран, нет, действительно, прекрасный тиран: и правил, и своей смертью умер. Сын его был плохой, он лишился власти в результате гражданской войны и стал учителем. Так у хороших родителей часто оказываются очень слабые дети. Природа действительно отдыхает на детях великих людей.
Так вот Платон предложил Дионисию, говорит: «Давай с твоей помощью сделаем идеальное государство». Дионисий выслушал, отказался, а на обратном пути продал Платона в рабство. Ученики выкупили, так что Платон не был рабом, но попытка внедрить идеальное государство закончилась плохо.
Далее — Идеи Аристотеля и Исократа