Духовный кризис
Духовный кризис
Итак, кризис греческой полисной системы, который проявлялся в бесконечных столкновениях, в расколе гражданского коллектива греческих полисов, в ожесточённой политической борьбе, в нестабильности политических режимов. Как правило, в течение IV века во многих греческих полисах через каждые 5-10 лет происходили государственные перевороты: ни один их режимов долго не удерживался. Возрождение такого явления как тирания привело также к мощному духовному кризису. С одной стороны, ещё раз хочу повторить, это время жизни великих греческих философов, писателей, скульпторов, архитекторов. Много было создано в это время. С другой стороны, менялось представление в греческом обществе о ценностях окружающего мира. Ведь дело в том, что, мы с вами говорили, для греческого общества, для античного общества, ещё начиная с эпохи архаики, очень важную роль играл рационалистический подход к жизни в отличие от того, что было на Востоке. Именно поэтому в Греции возникает наука (познание мира, попытка познать те закономерности, которые в мире существуют, реализация этих закономерностей через то, что в государстве всё управляется законами). Закон – это есть выражение рациональности. Это очень важно — тот опыт, который получал греческий гражданин в ходе принятия политических решений.
Так вот в IV веке этот трезвый, достаточно ясный взгляд на окружающий мир постепенно начинает меняться. В условиях хаотических боевых столкновений с другими государствами, в условиях постоянной гражданской войны внутри греческого полиса происходит как бы некоторое отхождение на второй план представления о, например, Зевсе как о верховном, справедливом, законообразующем божестве. Возникает в IV веке культ божества, который существовал и раньше, но был на втором таком плане, как, например, божество Тихе (божество судьбы).
И раньше, например, у греков было представление о мойре или мойрах. Обычно в вашем представлении это три богини, которые прядут нить и т.д. Вообще-то для греков мойра – это есть некий удел или жребий, который выпадает на долю человека. Всё-таки даже в этом жребии, в этом уделе, в этой искони присущей человеку судьбе была хоть какая-то определённость. Мы не знаем того, как сложится наша судьба, но это предначертано. А Тихе – это совершенно другое существо. Это божество слепого случая. У Тихе есть рог изобилия, и на кого-то она обрушивает счастье, кому-то не везёт. Причём здесь неважно, какой вы человек, это не связано с вашими поступками, это не связано с вашими достоинствами.
Появляется божество Кайрос, божество случайности (это даже не богиня Тихе), это некий как бы лучик, благоволение. Причём недаром его изображали скульптурно (скульптуру описывает Павсаний) как мальчика с крыльями на ногах, он быстренько пролетает, и, самое главное, у него обрит затылок. Если вы его пропустили, вы уже не можете его схватить сзади за волосы. Если вы его встретите и не поймаете, поймать потом случая вам уже не представится. Это как в лотерее: человек, который играет в лотерею, надеется на случай. В казино нет никакой системы: вам может повезти, может не повести. С эпохи IV века начинается такая идея, когда ломаются какие-то взаимосвязи. Чтобы вы не сделали, всё равно: либо повезёт, либо не повезёт.
Далее — Эпоха хаоса