Страницы

Ссылки

Средний класс и богатые граждане

Средний класс и богатые граждане

Аристотель (в отличие от Платона он не верил в идеальное общество, в общество равных, хотя Платон был его учителем), который размышлял об этом в своей “Политике”, говорил: ”Да, всегда в обществе будут богатые и бедные. Да, всегда их интересы будут абсолютно противоположны. Да, при возможности они всегда будут уничтожать друг друга. Но в обществе есть и третий класс, это среднее сословие. Это те, которые живут своим собственным трудом. Это собственники. Это слой консервативный. Это якорь государства. Они не заинтересованы ни в революциях, ни в реформах. Они заинтересованы в стабильности. Они заинтересованы в сохранении того порядка, который был. Они якорь государства. Они основа демократии”.

Повторяю, не бедный народ создаёт демократию, а зажиточный народ. Богатый тоже не может создать её, он будет создавать олигархию, чтобы реализовать свои деньги через эту самую власть. Так вот афинская демократия почему у нас и процветает в V веке, и почему её хватит даже на IV век (там реально будет существовать демократия до IV века, до конца IVвека), потому что они проводили вполне осознанную политику. Государство создавало условия для поддержания среднего класса.

Что это значит. Вообще-то специально его поддерживать не нужно. Государство прежде всего стремилось к тому, чтобы не было расслоения. Если у нас сейчас разница между самыми бедными и богатыми более чем в сотни раз, в Афинах стремились этого не допускать. Что, там не было богатых? Были. Самые богатые люди в Греции были в Афинах. При демократии. Самые богатые, вот Никий одним из самых богатых был людей, Калий в середине V века один из самых богатых людей.

Но, понимаете ли, в чём дело и почему не боялись при демократии богатых людей, не боялись, что они установят олигархию? Чем ты богаче, тем больше твои имущественные обязанности перед государством. Имущественные. В плане закона каждый гражданин равен. Но, поскольку у тебя больше имущества, тем больше ты имуществом должен отвечать.

В Афинах и в других греческих полисах демократических существовало такое явление как литургия. Это добровольно-принудительные расходы в пользу государства. Ну, во-первых, были списки всех богатых людей, это нормально, поскольку у нас любое государство должно иметь цензовые списки. И в соответствии с имущественным цензом все богатые люди выполняли по очереди некие обязанности (это вот называется литургия), то есть им давали какое-то поручение, которое связано с расходами. У них не брали деньги на что-то, а им говорили: “Вот ты сделаешь то-то, и дальше это твоя проблема, много ты потратишь, мало ты потратишь, твоя задача выполнить”.

Какие это литургии? Самая знаменитая — это триерархия. Богатому человеку давали корабль, и в течение года он его содержал. Если бы Березовскому вручить авианосец “Москва”, пускай он его содержит: платит деньги морякам, необходимое снаряжение покупает и т.д. Вот ему государство делает остов корабля: мачту, палубу, все эти снасти. Всё, дальше богатый человек, он командир корабля, пожалуйста, но содержишь на свои деньги. Плохо будешь кормить – будет плохо.

Или, например, гимнасиархия. У нас сейчас ищут спонсоров, чтобы послать на чемпионат по художественной гимнастике. Вот, богатый человек, команда наших спортсменов. Готовь! И на всякие эти игры он готовит этих спортсменов.

Далее — Богатые и бедные граждане

Search

Categories