Страницы

Ссылки

Полисы накануне кризиса

Полисы накануне кризиса

Прежде всего нужно отметить, что опять-таки в истории человечества (и в Греции так же это всё было) огромную роль играет субъективный фактор. Естественно, что историю творят люди. Не нужно складывать ответственность на судьбу, на исторические процессы, на богов и т.д. Есть конкретные люди, которые отвечают не только за свою жизнь, но и за жизнь тех людей, с которыми они одновременно живут. Тем более люди, которые имеют власть и которые эту власть часто используют не по назначению.

Но вот кризис полисной системы во многом был предопределён характерными чертами греческого полиса. Те позитивные моменты, о которых мы говорили на предыдущих лекциях. Надеюсь, я в прошлый раз попытался вам доказать, что демократия, нормальная демократия, была возможна только в рамках греческого полиса, только в рамках небольших гражданских коллективов. Именно греческий полис породил такое явление, которого ещё раньше не было в мире — он породил такое явление как личность. Не просто человек, а именно как творческая личность.

Именно в рамках греческого полиса была возможна та великолепная литература, архитектура, скульптура, поскольку это духовное богатство порождалось не просто отдельной элитой. Здесь была очень мощная питательная среда. Это создавалось не для жителей дворцов, как раньше было, это создавалось прежде всего для народа. Для народа в хорошем смысле этого слова. Это не поп-культура, которая царствует сейчас. Народ – это гражданский коллектив с высокими требованиями и, прежде всего, с возможностью для создания и развития вот этой творческой элиты во всех греческих полисах. Творческое начало означало гораздо больше, чем деньги.

Вот о деньгах мы потом тоже поговорим. У греков долгое время существовало правильное отношение к деньгам, при всём при том, что они создали рыночную модель. Деньги – это лишь только механизм. Деньги – это лишь только инструмент. Но ни в коем случае не цель жизни.

Полисная модель, ещё раз повторяю, была великолепна, она была идеальна, и мы с вами говорили, что одной из характерных черт было то, что при наличии политической раздробленности (700 греческих полисов) существовало единое духовное пространство. И поэтому-то они и могли создавать все вместе столь великолепную греческую культуру.

Но дело в том, что греческий полис, совокупность греческих полисов, была бы идеальной моделью, может быть, она бы существовала и до нашего времени, если бы вот греки остались где-то на фазе VII, VI, V века. Греческий полис и греческая система в целом была очень хорошо снабжена оборонительными возможностями против европейских варваров. Для греческих полисов не представляли такой суровой опасности ни скифы, ни фракийцы, ни галлы. Сплочённый гражданский коллектив всегда мог дать отпор.

Грекам повезло, что становление греческого полиса произошло в то время, когда великие восточные державы (будь то Египет, будь то Месопотамии, будь то государства Малой Азии) переживали эпоху кризиса. Они были достаточно слабы и занимались своими внутренними делами. В этих условиях греки как бы находились на острове. Они могли заниматься своими проблемами, могли использовать Средиземноморье (мы говорили, через систему колоний) для развития своей собственной экономики. Они, действительно, были центром мира. Они пользовались этим миром.

И так бы могло, повторяю, продолжаться, очень долго. Недаром когда Платон создавал своё идеальное государство, он мыслил это идеальное государство. Идеальное государство не может существовать в реальном мире. Оно может существовать где-нибудь на острове, ещё где-то. Самое главное, самый большой вред для каждого государства составляют его соседи. Если бы их не было, было бы всё очень здорово. И мудрые правители бы смогли наладить счастливую, благополучную жизнь. Но есть какие-то вредные соседи, другие государства, которые чего-то тоже хотят и считают, что ваше государство не настолько идеально.

Далее — Греко-персидские войны

Search

Categories