Исполнительная власть
Исполнительная власть
Теперь исполнительная власть. Ещё раз хочу подчеркнуть, что исполнительная власть называется исполнительной, поскольку она исполняет. Вот наши чиновники, они принимают решения. Представители исполнительной власти в афинской демократии решения не принимают, они исполняют решения, принятые советом и народным собранием. В этом главное различие, почему у нас никогда демократии сейчас не будет. Ведь что такое выборы? Вы выбираете себе правителей. В афинской демократии правил народ. И вообще, кстати говоря, в афинской демократии (мы будем дальше говорить: там участвуют те же самые граждане, и все они там будут в этом участвовать), там нет понятия “чиновник”. Чиновник и демократия – это вообще вещи не совместимые.
Но они, чиновники, нужны, потому что многие функции управления государством носят настолько сложный характер, что нужны профессионалы. И поэтому первые чиновники появятся ещё в Афинах. Там будут люди, которые будут помогать профессионально управлять. И знаете, кто будут эти первые люди? Государственные рабы. Их государство закупало, обучало, платило хорошую зарплату, очень хорошую (у этих рабов государственных был домик, была семья, деньги хорошие были). Но они были рабами, вот что важно. Чтобы граждан своих не искушать. А раб что? Он выполняет функции, они хорошо выполняли функции. Так же, как и полицейские, мы с вами говорили, эти самые скифы.
Итак, значит, исполнительная власть, повторяю ещё раз, они только выполняют решения, они не имеют права принимать своих решений.
Значит, какие принципы функционирования исполнительной власти. Первый принцип при афинской демократии – это коллегиальность. Вот группы людей, должностных лиц, которые отвечают за то или иное направление, обычно называются латинским словом магистраты. Так вот все магистратуры в Афинах (да и не только в Афинах, во всех греческих полисах), они всегда были коллегиальными. В греческих полисах за исключением тиранических режимов никогда не было должности, которую мог выполнять один человек. В Риме будут два консула, два претора, четыре квестора, четыре эдила. В Афинах будет 10 стратегов, 10 казначеев, 10 аподектов, 10 колакретов, 10 полетов и т.д. То есть принцип коллегиальности. Поэтому, с моей точки зрения, должность президента антидемократична. В Афинах если бы кто-нибудь предложил сделать Перикла президентом, то его бы убили. Коллегиальность. Это важнейший принцип.
Второй принцип. Выборность. О, здесь, конечно, прямо мы унаследовали этот принцип, замечательно. Только, понимаете ли, афиняне понимали выборность несколько иначе. Ещё раз повторяю, там не было выборов в нашем смысле слова, когда тратятся какие-то совершенно безумные деньги. Выбирались по жребию и по очереди. Отслужил эту магистратуру, всё, ты стоишь в очереди на другую магистратуру. Единственно, куда выбирали хиротонией (поднятие рук), это было две должности. Здесь действительно, всё-таки они были не такие уж теоретически “закомплексованные”, они чётко знали, что стратегов по жребию не выберешь. Стратег – это тот, который войском командует.
Извиняюсь, есть люди-Жуковы, Малиновские и т.д., у которых это есть, дар божий, это тоже профессия. Каждый не может управлять войском. Ну, не может управлять. Вот Александр I , хороший был, он мне нравится, хороший был царь, но не мог он управлять армией под Аустерлицем, не нужно ему было это делать. Нам это стоило несколько десятков тысяч убитых. Вот когда он это понял, он перестал командовать.
Здесь важно, что стратеги выбирались. Казначеи выбирались тоже не из всех, а только из богатых. Почему? Да очень просто. Человек, который имеет дело с деньгами, в случае нанесения вреда государству должен иметь возможность восполнить государству этот ущерб.
Далее — Принципы исполнительной власти