Афинские женщины
Афинские женщины
Девушек старались выдать замуж к 20 годам. Между прочим, браки, как правило, в нормальных приличных семьях устраивались не молодыми людьми, а их родителями. Какая там любовь? Семья – это очень серьёзное дело. Это отношения, прежде всего, между родственниками, это имущественные отношения. Семья создаётся для того, чтобы вести хозяйство и выращивать детей, будущих граждан государства. Так что в этом плане Платон, например, советовал, что мужчина должен жениться после 30, но брать за себя девушку не старше 15 лет, потому что после 15 лет девушку трудно перевоспитывать, а им жить вместе.
Теперь насчёт гетер. В этом плане-то, повторяю, от жены многого не требовалось. Требовались те гражданские принципы, которые были важны для всего гражданского коллектива, а не всякая там любовь-нелюбовь. Понимаете ли, в том обществе, где развито рабство, понятие о внебрачных связях вообще становится неактуальным. Кстати говоря, там у них практически была слабо развита и проституция (это у римлян потом начнутся специальные лупанарии и т.д.). Здесь же, поскольку есть собственные рабыни, это считалось нормой, и жена не ревновала. Это совершенно другие вещи. Те дети, которые там рождаются, они, как правило, что по греческому, что по римскому законодательству, ни на что не претендуют, пополняют класс рабов, и всё. Это нормально, рабыни выполняют функции наложницы. Во всех государствах это было.
А вот гетеры – это особая статья. Ну, во-первых, гетеры начнут появляться в основном со второй половины V — в IV веке. Они будут восполнять очень важную функцию в обществе. Понимаете ли, во-первых, они все очень красивые женщины, и все знаменитые гетеры типа Фрины, Лаисы или ещё кого-то, они очень красивые. Но даже не красота главное. Они обладали теми качествами, которые для нормальной женщины в тех же демократических Афинах были абсолютно не присущи, они обладали образованием. Понимаете ли, вот в Коринфе находилась знаменитая школа гетер при храме Афродиты, их там с шести лет готовили.
Женщина могла быть необразованной, это не так важно, а вот гетеры обладали прекрасным знанием. Они обладали знанием литературы, они умели петь, танцевать и т.д. Явление гетеризма, оно ведь не только для Греции характерно, скажем, в Индии очень сильно развито, в Китае был очень сильно развит гетеризм. Именно в связи с тем, что семья не давала таких некоторых вещей. В гетерах самое главное, ценилось, прежде всего, общение. Гетера – это не сфера только или исключительно половых каких-то контактов, даже это было как раз неважно, важно, что это был очень умный собеседник, почти равный мужчине. Плюс красота. Вот это, конечно, и придавало вот это своеобразие. Поэтому “гетеры” ( ἑ ταίρα – это друг, подруга). Здесь важен вот этот момент.
Но гетера, во-первых, гетера не могла быть из граждан, это, как правило, из метеков. Какая семья позволит своей дочери, извиняюсь, заниматься гетеризмом? Это в принципе невозможно. Плюс часто гетеры либо были, вот я сказал, метечками, либо рабынями. Мы же с вами говорили: если вы приехали из другого города, вы не являетесь гражданином, вы свободны, вам никто не запретит здесь жить, пожалуйста, только вы не обладаете правом на землю, на собственность, на участие в политической жизни. Ну, метеков иногда брали в армию, когда особенно тяжело было, метеки тоже защищали (это, кстати, тоже их родина, они поколениями там жили).
Далее — Народное собрание