Страницы

Ссылки

Демос

Демос

Кто противостоит аристократу? Демос. Вот если аристократ – это kalos kai hagatos, то все эти представители демоса – они “кокой”, в единственном числе будет вообще достаточно замечательное слово “кокос”. Вот отдельные представители демоса — “кокос”. Весь демос вместе – это “кокой” (окончание множественного числа). Что это значит? Это значит “низкий”.

Они низкие, плохие, дурные не потому, что они испортились. Они таковыми родились. Вот аристократ родился с арете. А вот этот родился без арете. Ну, так случилось, понимаете ли, бессмысленно вообще.

Есть понятие греческое опять-таки мойра. Вы обычно представляете богиню судьбы, у них, у греков первоначально мойра – это удел. Это то, что вам просто досталось в удел вашей жизни, и ничего больше. И это невозможно изменить: вы не можете заново родиться, не можете ничего поделать.

Вот эти бедные, неблагородные, они, к сожалению, не обладают богатством изначально, не обладают честью. Они бедные, поскольку они бедные – они должны трудиться. Они всё время заняты мыслью о том, как прокормить семью, добыть какое-то пропитание, что-то на счёт жилья надо подумать. Им некогда думать о благородном, некогда думать об образовании. Какой спорт? Они живут тяжело, мы им можем только посочувствовать, больше мы им ничем не можем помочь. Это их мойра. У нас своя мойра. У них своя мойра.

Поскольку они малообразованны, у них нет благородства, ну как же они могут управлять государством? Как они могут общаться с богами? Как они могут работать в суде? Они не могут этого делать. Мы, аристократы, правим обществом потому, что так лучше, так справедливо. Не потому, что мы захватили это, потому, что так судила судьба, мы такими рождены. Мы рождены для управления, они рождены для того, чтобы подчиняться.

Так что в этом плане это достаточно хорошая концепция, она устойчивая концепция. Недовольство может порождаться в среде только тех людей, которые хотят что-то изменить, которые считают, что что-то несправедливо. А где здесь несправедливость? Здесь всё справедливо от рождения, поэтому ничего такого особо печального. Надо только проникнуться этой идеей и не стремиться делать того, что вам несвойственно по природе. И тогда все будут счастливы. В этом, кстати говоря, идея Платона, когда он будет создавать своё идеальное государство.

Всё было бы замечательно, но, во-первых, греческая колонизация, как мы с вами говорили, толкнула экономическое развитие вперёд, и вот здесь аристократы-то оказались очень не у дел. Их стремление к благородству, к щедрости привело к тому, что бизнесом (выражаясь современным языком), торговлей занимались вот эти самые ”кокой”. Торговля, ремесло – это то, чем аристократ не может заниматься, в принципе не может, это ему не положено. Это привело к тому, что среди демоса начинает выделяться достаточно значительная прослойка зажиточных людей. Это, прежде всего, ремесленники и торговцы, не крестьяне, а именно ремесленники и торговцы. Это с одной стороны.

С другой стороны именно экономическое развитие приводило к тому, что часть аристократов разорялась. И, по крайней мере, в конце VII -в VI веке получается картинка, немножко напоминающая русскую империю XIX века. Был такой замечательный (вы, вероятно, по античной литературе будете о нём говорить) поэт Феогнит, аристократ, который будет обличать всех и вся: и тиранов, и “гнусный” демос. Но больше всего он будет обличать своих собратьев-аристократов, он будет говорить: что ж такое-то, благородный человек ради денег женится на богатой этой самой … из демоса. Какое здесь благородство? Значит, меняет своё благородство на деньги. Понимаете, начинают проникать эти самые меркантильные интересы даже в среду аристократов.

Далее — Тираны

Search

Categories