Античный коллективизм
Античный коллективизм
В этом отношении очень важно, что каждый гражданин – он одновременно и воин. Причём основное построение греческого войска – это фаланга. Фаланга – это тесно сомкнутое построение тяжело вооружённых воинов. Фаланга – это тоже очень важный показатель для греческого менталитета. У нас сейчас показывают эти фильмы: Сталлоне или какой-нибудь Шварценеггер в одиночку убивает 30-40 человек, взрывает всё. От греческого воина этого не требовалось (крушить всё и т.д.) От него требовалось только одно: он должен стоять в ряду рядом со своими товарищами, с одной стороны его сосед стоит, с другой стороны сосед, перед ними щит, его щит частично перекрывает тело его соседа, и копьё. И вот эта страшная железная стена, ощетинившаяся копьями, идёт вперёд под звуки музыки. Музыка даёт ритм. И для тебя самое главное – это находиться в своём строю. Дошёл до противника – ты разишь противника. Ты сохраняешь это самое место. Если погиб твой товарищ, ты занимаешь его место, потому что для фаланги самое главное – это монолитность, это коллективизм. Вот это и есть самое важное, это воспитывали. Очень важное качество.
Поймите очень важную вещь. Можно говорить о коллективизме в Древнем Египте, в Древнем Китае и т.д., о рабской покорности, покорности власти. Античность выработала совершенно другой коллективизм: осознанный коллективизм высокоразвитой личности. Когда человек это делал не по принуждению, а от осознания необходимости, полезности для себя тех или иных действий. Ещё раз хочу подчеркнуть: в этом особенность античности. Античность – это тогда, когда закон и образ жизни идут изнутри, не навязывается. Вот когда человек не хочет жить, его общество просто выкидывает или он сам уходит. Были такие люди. Нормально, они становились первыми космополитами, гражданами вселенной. Другое дело, что это было то, что воспитывало.
И ещё что здесь важно. Понимаете ли, когда у каждого гражданина стоит вот этот боекомплект дома, когда он защитник родины, когда в государстве нет ОМОНа, СОБРа, кого там ещё, финансовой полиции и т.д., боже мой, сколько народа может как-нибудь прийти к вам в дом. И государство показывает, кто у нас сильный. А вот в греческом полисе кроме гражданина нет такой силы, которая представляет вооружённую силу. Поэтому это образует совершенно другой тип общества. Гражданина что-то заставить сделать нельзя. Гражданина нужно убедить. Поэтому у нас каждый гражданин – это собственник, это участник боевого ополчения и, как третья необходимая часть, это участник политической жизни.
В нашем государстве нас допускают до выборов и говорят: замечательно, вот вы тоже в чём-то там поучаствовали. В греческих полисах граждане должны участвовать в политической жизни, потому что совместное решение (а во всех греческих полисах, даже олигархических, высшим органом является народное собрание), так вот политическое решение – это есть решение большинства коллектива. В чём сила этого решения? Не в том, что оно принято, а в том, что правильность этого решения разделяет большая часть сограждан. Вот в чём сила. Сила изнутри, из человека, а не потому, что человека что-то заставляют делать.
Вот поэтому эти микроскопические полисы и были такими живучими. Потому что сила идёт не от какого-то отдельного человека. Почему рушились многие монархии на Востоке? Потому что там слишком большая власть была сконцентрирована в руках одного человека. Потом будем говорить, как погибла персидская держава. Ну, не повезло персам: когда Александр напал на них, у них стоял бездарнейший правитель. И рухнуло величайшее царство. Вот когда в таких системах слишком много даётся одному, очень важно понятие ответственности и важно понятие способности.
Наша держава тоже держалась до 1917 года — и при Рюриковичах, и при Романовых — многие века. К сожалению, последний царь Николай — к нему как к человеку можно относиться по-разному, но как правитель он был бездарен, и на нём лежит ответственность за крушение Российской империи. Но, по крайней мере, он хоть чувствовал эту ответственность, и это показывают его дневники.
Так вот в гражданском обществе эта ответственность в греческих полисах раскладывается на всех членов коллектива. Его задача не в том, чтобы выполнить чьё-то веление — в гражданском обществе каждый человек участвует в выработке политического решения, и поэтому он его и выполняет. Вот в этом сила-то и состоит. Причём, повторяю: что олигархические, что демократические эти самые полисы. В этом их мощь и заключалась.
Далее — Мир полисов