Дворцовые рабы
Дворцовые рабы
Следующая особенность, о которой тоже нужно просто упомянуть. Я вам говорил, что для Крита нам неизвестно, кто обслуживал дворцовый сектор экономики. Предполагают, что рабы, но, повторяю, что пока не будет этот термин найден в табличках, это очень трудно подтвердить. Для микенского общества мы чётко знаем, что там тоже существует (вот здесь у нас прекрасно известно) дворцовый сектор экономики: земля, есть там мастерские дворцовые и т.д. Всё это прекрасно расшифровано по табличкам линеар Б. Они были расшифрованы ещё в начале 50-х годов англичанином Вентрисом.
В дворцовом секторе экономики работают дворцовые рабы. Этому у нас есть чёткие свидетельства, очень много материалов, которые этому посвящены: учёт прихода на работу, болезни, виды работы, выдача продовольствия и т.д. Единственное, что здесь нужно подчеркнуть – что эти таблички в основном дошли из так называемого Пилосского дворца, это дворец на юго-западе Пелопоннеса, как раз показывают некоторые особенности, ещё примитивность микенского общества. Нам известно приблизительно 2000 табличек, а они относятся как раз к самому последнему периоду существования дворца, неслучайно дошли: они закалились в пожаре. Судя по всему, микенцы писали на папирусе из Египта и только черновики делали на глиняных табличках, ну, естественно, папирус в Греции не сохраняется, а вот этот черновой архив сохранился благодаря тому, что Пилоссий дворец потом сгорел и там всё осталось.
Вот для археологов лучше всего, когда город какой-нибудь погибает сразу и целиком. Понимаете ли, в своё время в IV веке Филипп Македонский разрушил Олинф, это такой город на полуострове Халкидика. Археологи до сих пор радуются, это так называемые нормативные раскопки: вот как его один раз разрушили, там больше ничего и не осталось. А вот такие города, как Москва, она сама себя разрушает. Вот когда яму, например, копали на Манежной площади, уничтожили прекрасные археологические слои, и уже никогда там ничего не будет раскопано. Так вот Пилосский дворец тоже сгорел, и там много чего осталось.
Возвращаемся к рабам. Известно, что в этот последний год существования Пилосского дворца работало 1500 рабов в дворцовом секторе экономики. Причём, о частных рабах нам практически ничего неизвестно, потому что до нас дошёл дворцовый архив, дворцовый. Так вот 90% всех этих рабов – это женщины, и это очень важно. Во всех нормальных ранних обществах рабство всегда начинается с женщин. Это может вас огорчить, может порадовать. Обычно в ранних государствах мужчин в рабство не брали, их убивали на поле боя. С одной стороны, мужчина является, конечно, более производительным работником, с другой стороны, в условиях слаборазвитого государства и слаборазвитого вооружения (скажем, какая-нибудь бронзовая мотыга мало чем отличалась от бронзовой секиры) чтобы заставить работать одного мужчину, нужно было ставить двух стражников, а это экономически неэффективно, поэтому мужчин убивали.
Женщины, конечно, выполняли меньший объём работы, но, во-первых, женщины, как всегда, считаются менее склонными к формам социального протеста, во-вторых, женщины играют роль наложниц и, в-третьих, поскольку у них есть дети, они не склонны к такому очень распространённому явлению, как бегство. Поэтому первый объект экономического использования чужого труда – это, в основном, труд женщин. Написано, как организовывали в рабочие отряды по несколько сотен, и посылали то на обработку поля, то они работают с шерстью, и их перебрасывают на различные участки, которые принадлежат дворцу на территории Пилосского государства.
Далее — Троянская война