Охрана дворцов
Охрана дворцов
И последняя функция критских дворцов, или, точнее, отсутствие этой функции. Просто её сейчас нужно подчеркнуть, поскольку мы будем дальше сравнивать с Микенской Грецией. Предполагается, исходя из логики, из каких-то рассуждений, что во дворце была охрана, то есть дворец должен быть центром концентрации вооружённых сил. Мы не знаем, как была организована критская армия, у нас нет этих источников. Но предполагается, что дворец должен охраняться.
Причём я ещё раз хочу отметить то, что говорил с самого начала: критские дворцы, поскольку постоянно достраивались, они никогда не имели оборонительных сооружений, да это было бы и бессмысленно. Когда дальше будем говорить о средневековой Европе, как выстроили кольцо стен, дальше европейские города внутри этих стен и росли. Здесь же дворцы расползались, они постоянно распространялись вширь, поэтому систему оборонительных сооружений этих самых стен было и бессмысленно сооружать. Но самое главное здесь другое – что они и не хотели их сооружать, они не боялись. Чего не боялись? Во-первых, они не боялись, судя по всему, внешних врагов. За всю историю, пока существовала критская цивилизация, судя по всему, никто ни разу на Крит не нападал. И здесь ещё одна очень важная особенность критского общества: почему не нападал? Остров этот Крит немного напоминает Англию XVIII века, на Англию тоже никто не нападал, только Наполеон хотел, да и то не смог.
Это очень хорошая вещь, жить на острове, не как мы – на материке, который можно всё время отрезать, отрезать, или прибавлять. Остров, он и есть остров, он всё равно выйдет к своим естественным границам, государство займёт территорию этого самого острова. Главное для островных государств – обладать хорошим военным флотом. Вот критяне, и это сохранило античную традицию, были великолепными моряками. Недаром Фукидид (это греческий историк V века) писал, что критяне были первыми талосократорами. Тот, кто напишет на листочке, что собирается изучать греческий язык, вскоре узнает, что талото или талосо – по-гречески обозначает “море”. Талосократоры – “господа на море”.
Вообще, в Средиземноморье сильно не то государство, у которого сухопутная армия, сильно то государство, у которого сильный военно-морской флот. Поэтому критянам не нужно было иметь какие-то стены вокруг дворцов. Стенами критского государства были морские корабли, военные корабли критян. И у нас есть фрески с изображением этих кораблей. И как говорит античная традиция, и это подтверждает археология, критяне на своих кораблях доходили до западной Малой Азии, и там есть у нас критские поселения. Доходили до Сицилии и южной Италии, и там, судя по всему, были критские поселения. Они фактически господствовали во всём восточном Средиземноморье.
И последнее, что нужно отметить насчёт этих самых стен. Помимо внешних врагов у государства всегда есть враг внутренний. Это собственный народ. Судя по всему, критяне не боялись своего народа, а это очень важно прочувствовать. Всегда есть ощущение опасности. Вот для чего каждое нормальное государство помимо армии держит ещё всякие спецслужбы? Не для обороны от внешних врагов. Для обороны, как говорят, от людей с неадекватной психикой, а могут быть просто противники существующего строя. Судя по всему, вот эти 2-3 тысячи, которые жили во дворце, не боялись собственного народа. А это тоже великая заслуга власти. Да, эти самые крестьяне платили налоги, судя по всему, много. Да, у них был гораздо ниже уровень жизни. Другое дело, что, судя по всему, они не чувствовали от этого дискомфорта.
Во-первых, они видели в центральной власти очень великий смысл её существования: там жили те люди, которые им обеспечивали нормальную, спокойную, мирную жизнь. Дворец был религиозным центром. Поэтому с одной стороны – традиция, с другой стороны – то, что власть не злоупотребляла своими возможностями, а это очень важно, когда власть не издевается над человеком, когда не даёт человеку постоянного ощущения своей приниженности, своей никчёмности, своей ничтожности. Судя по всему, на Крите этого не было. Именно поэтому, судя по всему, жители дворца и не боялись своего собственного народа. Поэтому эта определённая гармония, которая проявляется в искусстве Крита, судя по всему, была характерна и для социальных отношений.
Далее — Особенности критской цивилизации