Вальхалла и Хель
Вальхалла и Хель
Так что же главное в скандинавском мировоззрении? О чём повествует Эдда? Не в смысле сюжетики, а в смысле идей. Берём первую песню старшей Эдды “Прорицание Вёльв” и обнаруживаем, что Вёльва, т.е. мертвая пророчица, в стране мертвых рассказывает верховному богу Одину о судьбах мира и основную часть рассказа занимает история гибели светлого бога Бальдра, убитого Локи, и далее гибели мира в Рагнарок, в страшной мировой битве. Т.е. с самой первой песни мы имеем дело с идеологией, устремленной к смерти. Но не ко всякой смерти, потому что высший критерий для скандинава и видимо шире для германца – это смерть за славу. Я приведу пример из фильма “Минин и Пожарский”, где есть эпизодический персонаж – отряд германских наемников, которые переходя то в одну, то в другую сторону, в очередной раз совершают этот переход. И им поляки говорят: вы бьётесь то вместе с нами, то против нас. И германец с полным осознанием своей правоты говорит: мы бились и вместе с вами, и против вас, и каждый раз со славою. Т.е. для эддического мировоззрения жизнь не имеет самоценности. Жизнь — это только возможность для мужчины добыть себе славную смерть. Только посмертная слава и обладает подлинной ценностью. В этом смысле гибель богов, которая со всей тщательностью описывается в эдде, это не в коем случае не трагическое событие, оно таковым ни в коей мере и не воспринимается. Наоборот, это боги обретают для себя наивысшее из того, что им доступно. Они обретают смерть со славой. Причем, если мы посмотрим конкретно мифы, мы увидим, что боги сами провоцируют собственную гибель.
Это отношение, смерть славная и смерть бесславная, это разделение имело очень конкретное, зримое мифологическое воплощение, а именно разделение царства мертвых на части: воины, павшие в бою, независимо от того, за какую сторону, с кем или против кого они бились, попадали после смерти в Вальхаллу, чертог мёртвых в Асгарде – городе небесных богов, и там они готовились к последней битве. Причём, это постоянно переходящий образ, что в Вальхалле могут пировать те, кто при жизни был врагами. Главное, что они оба героя, смерть их в этом примиряет. А те, кто умер своей смертью плюс женщины и дети, и те, кто был убит, погиб от оружия не сражаясь. Они попадают в царство мёртвых Хель; им тоже уготовано место в последней битве, но на противоположной стороне. Мы ещё не пересказали ни одного мифа, но уже знаем, что будет последняя битва, ради которой и существует мир, чтобы все там героически погибли. Мы ещё не знаем, кто эти “все”, но сейчас к ним перейдём.
Далее — Мир старшей Эдды