Введение в историю античности
Понятие античности
Различные исторические периоды – это некая абстракция, которая вводится историками для облегчения усвоения материала. В реальной исторической жизни для тех людей, которые живут в тот или иной исторический период, в принципе проблема перехода от одной стадии к другой, от одного общества к другому не столь актуальна. Это позднее, задним числом обычно определяются какие-то важные исторические вехи.
Понятие античности возникает достаточно поздно: не ранее XV века европейской истории. Вот когда в истории европейской цивилизации начинается период, который опять-таки мы называем эпохой Возрождения, именно тогда и начинает выделяться понятие античности. Период, который сейчас историками датируется с III тысячелетия до н.э. по середину I тысячелетия н.э. (то есть три с половиной тысячи лет) – это есть эпоха античности. Итак, это то, что касается хронологического определения периода.
Теперь нужно отметить следующий момент. Обычно понятие античности противостоит понятию история, культура стран Востока. Обычно историю античности (и это в какой-то мере справедливо) расценивают, как раннюю историю европейской цивилизации. То есть это будет касаться истории Древней Греции и истории Древнего Рима.
История античности
И в то же время нужно отметить, что вот такое деление на историю античности, историю Запада (а всё, что не история античности – есть история восточных государств) достаточно условно. Это тоже есть результат некой абстракции, некого разделения вообще истории Древнего мира на два таких как бы “лагеря”: европейская история начинается с античности, ну а Восток, он идёт каким-то своим собственным непонятным путём.
В этом отношении опять-таки нужно вспомнить очень важную вещь, что европейская цивилизация, во-первых, она не единственная в мире и, во-вторых, она не лучшая, она не нормативная. В принципе Европа всегда составляла очень маленькую часть населённой земли. И Европа и по численности населения-то не такая большая. Но так уж сложились обстоятельства, что именно Европа была постоянным местом наиболее динамичного развития культуры, динамичного развития цивилизации.
Именно в силу этого наука (в том числе и наука историческая) страдает одним недостатком (ну называйте это недостатком, хотите, можете называть это своеобразием). Этот недостаток заключается в том, что науки-то вообще-то (и прежде всего гуманитарные науки) европоцентричны, то есть они смотрят на весь окружающий мир вот с территории этой маленькой-маленькой части земли. И поэтому то, что происходило на территории этой маленькой части обитаемой земли – это норма, а вот то, что происходило на территории Африки, на территории Азии, Австралии, Америки (до образования США) – это всё является как бы отклонением от нормы. Это абсолютно неправильный взгляд.
Дело в том, что человеческая культура (а вы занимаетесь, прежде всего, культурой) она тем-то и ценна, что она многообразна. И вот неумение и нежелание оценить чужую культуру – это огромная слабость для любого человека, специалиста или просто обычного человека (назовём его таким термином, как “обыватель”). Смотреть на себя как на норму, а на другого человека – как на отклоняющегося от этой нормы – это очень печальная судьба, поскольку, когда считаешься сам нормой, то стараешься привести и другого к этой самой норме, и всё, что чуждое, всё нужно либо изменить, либо уничтожить. Вот, к сожалению, история человечества – это постоянная история, казалось бы, из самых благих намерений сделать лучше путём уничтожения того, что не похоже на тебя.
Далее — Эллины