Страницы

Ссылки

Добрыня и Дунай

Добрыня и Дунай

Следующая былина из цикла Добрыня — это Добрыня и Маринка. Как мы уже говорили, Маринка, Морена — образ богини смерти. В данном случае она низведена до положения киевской распутницы. Матушка запрещает ездить Добрыне в Маринкины переулочки. Он тем не менее туда едет и видит на окне Маринки целующихся голубков. Возмущенный этой эротической сценой, Добрыня стреляет в голубков, в голубков не попал, попал в окно и убил там в постели любовника Маринки, некоего татарина. Маринка выходит к Добрыне, предлагает стать её любовником и когда Добрыня отказывается, то она превращает его в златорогого тура. После чего на помощь Добрыне приходит его матушка. Она принуждает Маринку вернуть Добрыне его облик, и он затем её казнит. Безусловно, эту былину можно её воспринимать с одной стороны как былину о борьбе с язычеством, потому что всё-таки за образом Маринки стоит Морена — языческая богиня. Кроме того, это можно сравнивать с сюжетом Ильи и королевны на второй поездке, можно сравнивать с сюжетом Одиссея и Цирцеи, потом что у Маринки златорогими турами бегают всевозможные богатыри и им потом тоже в некоторых вариантах возвращают облик, в некоторых нет. Это в достаточно позднем преломлении тоже архаичная былина.

Добрыне противопоставляется другой герой, другой богатырь — Дунай. Они с Добрыней равны во всём, но Дунай воспринимается как чужак, как богатырь, который служил иноземным царям и именно поэтому в начале былины о нём он — в некоторых вариантах — оказывается у Владимира в тюрьме. Владимиру нужно жениться. Владимиру нужна иноземная царевна и единственный, кто способен ему сосватать такую царевну — это Дунай. Дунай служил многим иноземным царям, что в русском эпосе совершенно недопустимо. Этим русские эпосы принципиально отличаются от западно-европейских, где странствующий рыцарь — это нормально. Здесь же он — чужак, он — иноземец и поэтому отношение к нему соответствующее, но с другой стороны, именно поэтому он способен сосватать Владимиру иноземную королевну. И их выбор падает на Литву. Они едут за младшей дочерью литовского короля Апраксией. Они, то есть Дунай и Добрыня, едут вдвоём. Иногда вмесите с ними в некоторых вариантах записи едут богатыри, но эти варианты записей следует признать достаточно неудачными. Потому что сюжет оказывается просто чудовищным. Почему-то богатыри останавливаются в поле не доезжая до литовского города. В былинах Литва — это не страна, а город. Потом во время самых динамических событий они скачут через городскую стену, приезжая на помощь. Почему нельзя было сразу поехать всей дружиной — остаётся загадкой. Итак, едут Дунай с Добрыней, приезжают в Литву и Дунай сразу идёт в палату, Добрыня остаётся во дворе с конями. Дуная встречает литовский король как старого знакомого, но узнав о том, что Дунай приехал за супругой для Владимира, приходит в ярость, поскольку не хочет отдавать дочь ни за иноверца, ни за иноземца. Дунай бьет по столу так, что стол рассыпается и одновременно Добрыня начинает во дворе избивать литовцев. Дунай, в некоторых вариантах записей, просто отталкивает короля и проходит к Апраксии. В некоторых записях былины эта сцена довольно жуткая, потому что Апраксия видит, как Добрыня во дворе один (или киевские богатыри, если там их несколько) истребляют литовцев и она умоляет Дуная просто остановить истребление её сородичей. Избиение останавливается и богатыри уезжают с Апраксией. Но ночью они слышат, как их догоняет другой богатырь, это Настасья Королевишна, богатырка, старшая дочь литовского короля, которая хочет у них отбить сестру. Добрыня с Апраксией уезжают в Киев, а Дунай остается биться. И они сражаются, он одолевает Настасью, ещё не зная, что это она. И только потом, сняв шлем с поверженного врага обнаруживает, что это хорошо известная ему старшая королевна, и она становится его женой. Они приезжают в Киев и в один день происходят две свадьбы. На свадебном пиру происходит следующее. Настасья хвастается, что она способна попасть золотой стрелой в кольцо на голове мужа и Дунай, возмущенный, говорит, что он сделает то же самое. Настасья умоляет его это не делать. Тут происходит как бы временной скачок, она говорит, что она беременна, что скоро должен родиться их сын, но Дунай настойчив и он требует состязаний. Приносят лук, Настасья стреляет в кольцо на голове мужа, попадает, стреляет Дунай и вместо того, чтобы попасть в кольцо на голове жены, попадает её в грудь. Она падает, умирает, и он разрезает ей живот, чтобы узнать, правда ли, что должен был родиться такой чудесный сын. И действительно обнаруживает младенца: по локти ручки в золоте, по колено ножки в серебре. И ребенок обвиняет Дуная в том, что он сгубил и его, и его мать и Дунай кончает жизнь самоубийством. От крови Дуная и Настасьи течёт река Дунай. Этот жуткий финал былины. Почему он нужен? Фактически он показывает, что ни Дунаю-чужаку, ни его жене Настасье нет места в Киеве. Они обречены. Не потому, что они хороши или плохи, а потому что они не принадлежат тому миру своих, о которых мы говорили. Они не русские богатыри. И стать русским богатырем невозможно. Поэтому они обречены в Киеве на гибель. И отсюда чудовищный финал. Кроме того образ кольца на голове, он вызывает сразу ассоциации с яблоком Вильгельма Теля. Речь идет о последних отголосках какого-то очень древнего обряда, связанного, вероятно, с культом богини-матери, потому что метать копье в обруч — это символ вполне эротический. И отсюда и копьё, и стрела сквозь кольцо, и яблоко, как мы знаем, тоже символ великой богини. Всё это символы женские и символы эротического соединения. Так что здесь мы видим последние отголоски, утратившие свой смысл, своё значение, которое у них было в глубокой древности. Добрыня в этой былине — лицо довольно эпизодическое, но как всегда безупречный дипломат и воин, поскольку литовцев, когда надо было, он побил.

Следующая страница

Search

Categories