Илья Муромец
Образ Ильи Муромца, если внимательно читать былины, а не их прозаические изложения, сделанные в советское время, сами былины производят впечатление мира несколько более жёсткого, чем это принято подавать. Я приведу только один пример.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике, о которой сейчас пойдёт речь, былина заканчивается тем, что Соловей-разбойник свистит и от этого слетают купола с киевских храмов. С другой стороны, в былине о пире Ильи Муромца с голью говорится, что сам Илья, желая устроить собственный пир, своими стрелами сбивает купола с церквей и идёт их пропивать. Ну, вообще говоря, купол церкви — христианская святыня и то, что при появлении Ильи Муромца в Киеве дважды эти самые купола слетают, говорит о том, что Илья Муромец не только и не столько великий защитник земли русской и веры православной, как его, соответственно пытались преподносить. Ну, соответственно, защитник земли русской в советской науке, защитник веры православной в дореволюционной науке, всё равно он не то и не другое. То есть он и всё это — тоже. Но дело в том, что он является гораздо более архаический тип героя, который находится, если угодно, по ту сторону патриотизма. Он сила, которая может помогать, но может и быть разрушительной. И он стихиен в этих своих проявлениях. Более того, в некоторых других былинах выясняется, что его отношение к существам из потустороннего мира, то есть родственным ему по сути, он относится куда более терпимо, чем положено тому самому великому защитнику земли русской, которым его стараются изобразить. И именно в этом и кроется не самое лучшее отношение к Илье в Киеве. Владимир его заточает в погреб. Владимир с самой первой встречи практически прогоняет его. Он не хочет верить в то, что это богатырь, мотивируя это тем, что Илья — крестьянин. Потом на Илью клевещут бояре. К нему постоянно в Киеве идёт враждебное отношение, не смотря на то, что он вроде бы главный защитник от татар и не только. То есть, это фактически конфликт между людьми и тем, кто не вполне человек. И кончается этот конфликт для Ильи достаточно трагично, о чём отдельный разговор. Начнём мы с былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике, потому что она очень показательна вот в каком плане. Илья Муромец едет в Киев, едет по дороге, по которой несметное множество лет никто не ездил, потому, что там, дескать, сидит Соловей-разбойник. Совершенно очевидно, что ни один уважающий себя грабитель не будет сидеть на дороге, по которой никто не ездит. То речь идёт о том, что Соловей — он вовсе не разбойник в привычном нам понимании слова, а это мифический персонаж — страж границы. Абсолютно неизвестно, как он выглядит — то ли это человек (упоминаются его жёлтые кудри), то ли это птица (упоминается его гнездо). Сила Соловья-разбойника в свисте. Илья с ним сражается, причём бой идёт по законам архаического поединка. Илья стреляет из лука, стрела пробивает Соловью-разбойнику глаз и он падает из своего гнезда. Это первый этап — бой с расстояния. Затем идёт второй этап. Илья едет мимо Соловьиного гнёздышка, где старшая дочь Соловья Невея хочет убить Илью. Напомню, Невея — имя одной из сестёр-лихорадок. Но Илья сам её одолевает и истребляет всё семейство Соловья и затем приезжает в Киев. В Киеве ему никто не верит, что он богатырь, никто не верит, что он совершил тот подвиг, о котором говорит. Это ему приходится доказывать. Мотивируют же это тем, что он крестьянский сын. Вот о крестьянском сыне несколько подробно. С одной стороны, крестьяне — это довольно не эпическое сословие, потому, что в архаическом обществе, в феодальном обществе тот, кто становился воином, он переходил в сословие воинское. Поэтому, действительно, это либо воин, либо крестьянин. Богатырь-крестьянин — это что-то странное. С другой стороны, тут примешивается в более позднее время социальный подтекст, так сказать, низкое сословие, но по сути крестьянство Ильи может быть обозначением его связи со стихией земли, с матерью сырой-землёй. И вот это отторжение, как я уже сказала, это отторжение не человека в мире людей.
Илье Муромцу приходится доказывать, что он действительно совершил этот подвиг, действительно победил Соловья-разбойника. То есть формально, поведение князя Владимира в высшей степени нелогично. К нему приезжает великий богатырь, желая ему служить, а Владимир его гонит. Но, по сути, Владимира можно очень хорошо понять. Потому что Илья — это стихия, стихия, которая сокрушает то, что у неё на пути оказывается. Хорошо, когда это вражеское войско. Когда это оказываются киевские бояре, то есть сподвижники Владимира, это гораздо хуже. В советское время этот социальный момент конфликта всячески принято было хвалить, что вот Илья — чуть ли не борец за трудовой народ. По сути — это несколько иное и гораздо более страшное. Это опасность миру людей от такого защитника. Далее, в финале былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике Владимир, увидев действительно пленённое чудовище, требует от Соловья, чтобы тот засвистел. Соловей-разбойник согласен послушаться только Илью Муромца, и Илья Муромец приказывает ему свистеть только в половину свиста. Тем не менее Соловей свистит в полную силу, отчего летят те самые несчастные маковки. Но в этом прослеживается такой отредактированный, облагороженный момент. В общем, тут вычитывается тот подтекст, что Илья мог и сам спровоцировать Соловья на это, и затем Илья срубает Соловью голову.