Страницы

Ссылки

Святогор

Святогор

Итак, переходим к Святогору. Одна из двух версий о смерти Святогора. Едет Святогор, едет он не по своим святым горам, а по матушке-Руси. Видит человека, несущего маленькую сумочку за плечами (обратим внимание на эту деталь). Святогор похваляется силой. Человек предлагает поднять сумочку. Святогор пытается плёткой, пальцем, рукой, обеими руками, наконец, уходит по колено в землю, со лба ни пот, кровь течёт и, в некоторых вариантах былины, умирает. Человек этот оказывается Микулой Селяниновичем, а в сумке он несёт ни что иное как всю тягу земную. То есть вот эту вот силу земли, жизненную силу земли, которую Святогор не может поднять. Обратим внимание, что есть две былины о Святогоре, рассказывают обе о его смерти. Иногда сказитель знает оба варианта былины и тогда пытается их как-то примирить, что, дескать, Святогор с сумочки не умер, а только вот как-то ему плохо стало. Вторая былина — былина об Илье и Святогоре, весьма и весьма любопытная. Илья зачем-то приезжает в святые горы. Завязка былины отсутствует. Причину поездки Ильи мы не знаем. Далее, как описываются святые горы? Говорится, что это крутые горы и узкие щели, то есть ущелья. Более того, эти горы называются Северными или Сивирными. «Северный» на диалекте — это «холодный». Итак, надо предполагать, что где-то на севере Руси (посмотрели все на карту) находятся гору крутые с острыми вершинами, с узкими ущельями. Понятно, что на карте ничего подобного нету. То есть перед нами образ потустороннего мира. Там едет Святогор, приезжает Илья, при виде Святогора прячется. Святогор останавливается, снимает с плеч ларец хрустальный (и что-то больно много рюкзачков в русских былинах развелось), выпускает оттуда свою жену, сам засыпает, жена начинает расчёсывать волосы, смотрится в зеркало, в зеркале видит Илью, требует, чтобы он с нею блуд сотворил. В противном случае грозится разбудить мужа и, наоборот, Илью в этом самом обвинить. Илья подчиняется этой женщине и затем она прячет его к Святогору в карман, Святогор просыпается, запирает жену в ларец, они едут дальше. Ну, здесь уже возникают некоторые проблемы роста, потому что, если Илья помещается в кармане Святогора, а жена в ларце за плечами, то здесь уже какие-то проблемы размерного соотношения. Конь Святогора спотыкается говоря, что ему невмоготу носить двух богатырей. Святогор достаёт Илью из кармана. Илья рассказывает о том, как было дело. Святогор срубает голову своей жене, а с Ильёй меняется нательными крестами и братается. Понятно, что чтобы богатыри поменялись крестами нательными, они должны быть одного роста. То есть опять-таки у них рост выровнялся. Пока остановимся на этом замечательном эпизоде. Итак, почему я так пошутила насчёт рюкзачков? Вернёмся к Микуле Селяниновичу. Я рассказала о нём достаточно много. Сказала, что у него есть две дочери, сказала, что он в сумочке за спиною возит тягу земную, но ни слова не сказала о том, кто его жена. Действительно, это не известно из былин. Но он пахарь. Пахота воспринимается, как брак с землёй, и можно привести многочисленные примеры о том, что пахарь воспринимается именно как супруг богини-Земли. И он тягу земную носит в сумочке за плечами. Святогор свою жену носит не в сумочке, а в хрустальном ларце, но тоже за плечами. Параллель очевидна.

Следующая страница

Search

Categories