Имена в былинах
Имена в былинах
Итак, начнём с имён героев. Имена в былинах, как в общем-то и везде в эпосе, говорящие. Проблема заключается в том, как отбирает эпос факты, чтобы быть запечатлёнными в истории. Было нашествие татар. Было отражено в былинах, отражено несомненно, но в былинах татар разбивают в первом же бою. Был исторический князь Владимир. Был и не один. Много было Владимиров. Рыбаков рассуждает на полном серьёзе в худшей из своих книг, дескать, здесь Владимир I Святой, здесь Владимир Мономах, здесь ещё кто-то, но проблема в том, что былинный Владимир занимается, практически, одним и тем же делом. Он пирует со своими боярами, в свободное от пиров время сажает богатырей в погреб. Всё. Единственная былина об его женитьбе, где он хочет жениться и то он практически ничего в этой былине не делает. Никаких привязок к реальным Владимирам нет. Пиры Владимира былинного вполне себе языческие. Давайте посмотрим, что это за имя. Имя Владимир, буквально — владеющий миром, должность у него — князь. Получаем князя по имени Князь. Какая уж тут привязка к реальной личности. Дальше. Идеальный богатырь, самый правильный богатырь в русском эпосе — это Добрыня. Да, конечно, был исторический Владимир I, у него был дядя Добрыня (заметим, былинный Добрыня Владимиру отнюдь не дядя), но былинный Добрыня — это идеал. Он воин, он дипломат, он прекрасный семьянин, он гусляр, он умница и многими другими достоинствами отмечен. Что такое «добрый» не на современном русском языке, а по-древнерусски? Добрый меч — меч, который рассекает воинам доспехи; добрый конь — быстрый конь; добрый человек — какой-то, значит, хороший и т.д., то есть доброе утро — хорошее утро, сохранившееся в современном языке, то есть само имя Добрыня означает — превосходный в своём роде. Что мы имеем в связи с богатырём? В лекции по богам я упоминала Морену (Маринку). Богиня, связанная с силами плодородия, предстаёт городской распутницей. То же самое говорящее имя. Дальше, богатырь Святогор, живущий в святых горах. А как же быть с Ильёй Муромцем? Я позволю себе отвлечься и упомянуть такого вполне эпического персонажа советского эпоса, как Алексея Мересьева. Мы все знаем прекрасно, что в основе романа «Повесть о настоящем человеке» лежат реальные факты биографии человека более чем реального, Алексея Маресьева. Это не нуждается в доказательствах. Но! Что это за биография? Безногий лётчик. Уязвимость ног в мифологии — символ героя, в частности символ змееборца. Мы знаем о гибели змея от змея в мифологии. Безногий лётчик. То есть человек, который обладает двумя признаками змея. При этом человек абсолютно реальный. Именно он изо всех героев отечественной войны оказался особенно выделенным. То есть, что первично — яйцо или курица? Реальный человек или миф о нём? Первично и то, и другое. Из реальной истории вычленяются те факты (подчёркиваю, абсолютно реальные факты), которые так или иначе накладываются на мифологический архетип, существующий в нашем подсознании. Чтобы возникла «Повесть о настоящем человеке», нужен был реальный Алексей Маресьев, который встретился не менее реальному Борису Полевому. Но именно потому эта книга проходилась в школе и так далее и тому подобное, что реальный факт совпал с мифом. Маресьев. В книге — Мересьев. Корень «мер», корень слова «смерть». «Мер», «мор», потусторонний мир, мир мёртвых — как мы знаем в эпосе эпический герой — главный герой, это посредник между двумя мирами. С одной стороны — человек, с другой — именно представитель потустороннего мира. И мы имеем, в одном случае, из массы героев отечественной войны вычлененного Маресьева, которому повезло с фамилией, и, в другом случае, как не трудно догадаться, Илью Муромца. Тот же самый корень, то же самое выделение. Илья Муромец. Почему Илья? Илья Пророк заменил собою громовержца Перуна. Громовержец, как мы знаем, это бог-воин. Илья Муромец получает своего коня от ещё более интересного персонажа — от Микулы Селяниновича. Во-первых, само отчество Селянинович примечательно, то есть связанное с землёй. При этом Микула Селянинович — хозяин некоей чудесной кобылы, и когда он на ней пашет, то звук пахоты слышен за трое суток. Вся дружина Ольги не в состоянии поднять его соху, то есть исполинский богатырь, который, впрочем, никого не убивает. Его богатырство состоит в обладании силой, а не в применении её. Микула — народная форма имени Никола, а Никола Угодник, как мы знаем, заменил собой Велеса, владыку дорог, владыку тоже мира мёртвых, владыку плодородия, идущего из земли, и мы видим вот этот самый образ богатыря-пахаря.