Русские былины
Речь у нас пойдёт о русских былинах. Русские былины записаны были в основном в конце 19 — начале 20 века, и записаны достаточно хорошо. Но сейчас эта традиция практически вымерла. Сейчас былину, даже в тех местах, где они были активно распространены, записать уже невозможно, но, тем не менее, её успели подхватить. Русские былины вызывают очень много споров, потому что в них учёные хотят видеть каждый своё. Историки тщатся рассматривать былины как отражение исторических событий. Но им в этом смысле можно рекомендовать рассмотреть, например, былину об Илье и Идолище, цареградский вариант. Я расскажу его в двух словах. Идолище поганое захватывает Царьград, притесняя всячески царя Константина. Об этом узнаёт Илья Муромец, переодевается каликой перехожим, приходит в Царьград, после немногочисленных приключений убивает Идолище и возвращает царю Константину власть. Таким образом, если рассматривать былину как исторический документ, то выясняется, что никакого города Стамбула сейчас нет, а есть исключительно город Константинополь, жители которого являются все сплошь и рядом православными. Я этот пример привела как крайность, но это очень чёткий показатель того, что былины не являются отражением исторических событий. Мы не можем сейчас ответить чётко на вопрос: где и когда сложился русский эпос в той форме, в какой его записали в конце 19 — начале 20 века. Потому, что в это время эпос существовал в 2-х областях: в России (а именно русский север, земли, где не было или практически не было крепостного права — Онежская губерния, часть Архангельской, Поморье и т.д.) и у казаков. Но казацкие былины исполняются хором. Соответственно возможность литературной импровизации полностью, естественно, при хоровом исполнении исключена. И они представляют собой обрывки сюжетов. О казацких былинах мы вообще говорить не будем. Северорусские былины исполнялись в конце 19 века в основном людьми, которые собирались на рыболовецкие и другие промыслы. В основном мужчинами. Вот именно тогда и записали большую часть воинских былин. В начале 20 века сменился половой состав исполнителей. Былины ушли в основном в область женского исполнительства. При советской власти былинное исполнительство поддерживалось, исполнителей приглашали в Москву. Но бурный всплеск былинного творчества 20-х годов сменился потом кризисом жанра. Что из былин знаем? Мы знаем в первую очередь, конечно, цикл Ильи Муромца, в меньшей степени цикл, связанный с Добрыней. И начнём мы с наиболее архаичных представлений — это представление о Микуле и Святогоре, с этих древнейших богатырей. Проблема в том, что русские былины сохраняют представления чрезвычайно архаичные, но возможно речь идёт о том, что это так называемая вторичная архаизация. Как пример вторичной архаизации я приведу такое абсолютно нефольклорное явление, как роман о Конане-варваре. Там отражены очень многие архаичные сюжеты, архаичные мотивы, архаичные образы. Всё это прекрасно, но всё это благополучно создаётся в 20 веке. Это вот образец вторичной архаизации. И вполне возможно, что русские былины — не прошедшие сквозь века, а созданные достаточно поздно. Но то, что мы знаем о цикле, связанном с Ильёй русским, ничего общего не имеет с современными былинами, там речь идёт об участии Ильи в брачной поездке князя и ещё ряд других сюжетов.