Ящер
Ящер
Две рожаницы могли бы выступать как спутницы бога, и Рыбаков считает, что таким богом мог быть либо Род, о котором отдельный разговор, либо Ящер. Сейчас мы поговорим о Ящере. В убор древнерусских княгинь входили цепи, спускающиеся ниже пояса. Эти цепи оканчивались головками ящера, соединённые между собою кольцом. Что это такое? Дело в том, что убор княгини отражал устройство вселенной. Это касалось не только княгини, это касалось и крестьянки. Но у княгини возможностей для отражения мифологии было больше и уборы — именно княжеские, поскольку делались из серебра, а не были вышиты — сохранились спустя 8 веков, поэтому будем говорить об уборе княгини. В этом уборе венец соответствовал небу с его обитателями, с венца спускались цепи — рясы, соответствующие дождю (и эта же, кстати, символика в многочисленных длинных серьгах, которые носят и по сей день), корпус (то есть плечи, грудь до пояса) соответствовали земной сфере. Тут были всевозможные украшения, связанные с растительным орнаментом. Пояс — граница. Пояс — одна из важнейших частей в человеческом костюме всех времён и народов, то есть то, что символически как бы забирает стихийные силы — в частности, силы эротические — не позволяя им вырваться наружу, откуда пошло ругательство «распоясались!», то есть как бы хаос, ворвавшийся в мир людей. Итак, пояс и цепь с головками ящера, которые спускаются ниже пояса, то есть соответствуют преисподней. Кстати, что касается пояса, его символики, то по этому поводу как раз шли весьма серьёзные споры католиков с православными. Иван Грозный, в частности, очень серьёзно дискутировал с католическими легатами о том, что грешно носить крест ниже пояса, потому что всё, что ниже пояса, всё греховно. И папа римский, с точки зрения Ивана Грозного, очень неправильно носит крест на туфлях. На что католики отвечали Ивану Грозному, что Иисус был распят и закреплён к кресту всеми частями своего тела, соответственно на любой части тела крест носить не грех. Итак, цепи с головками ящера, спускающиеся ниже пояса. А что же такое кольцо между двумя головами? Это, видимо, ни что иное как солнце. То есть перед нами мифологема — двуглавый ящер, находящийся в преисподней, глотающий солнце своей западной головой и изрыгающий утром своей восточной головой. Вот такое вот довольно жуткое существо. В мифологии всех народов есть миф о том, как девушку должны принести в жертву змею. Как правило, эти мифы сохранились в форме избавления девушки от змея. Понятно, что эти жертвы достаточно долгое время приносились. Этот миф в Новгороде дожил до исторического времени. Речь идёт о том представлении, что в реке Волхове жил некий лютый зверь крокодел (я не скажу, что крокодил). И когда он был убит, то тело его пошло вверх по Волхову, и по Волхову у нас будет озеро Ильмень. И там, дескать, провалилось в кощещную, то есть во тьму кромешную. Довольно любопытно название преисподней словом «кощещное». Сразу вспоминается Кащей Бессмертный, но имя Кащей от слова кость. Он представляется всегда как живой скелет. И, таким образом, здесь у нас сохраняется языческое название преисподней. Ну а что находится на месте этого самого кощещного, куда провалилось тело зверя крокодела? Место абсолютно историческое, место, где из Ильменя вытекает Волхов. Это место сейчас носит название «Пиры». Сейчас там возрождён монастырь, церковь там сохранилась одна из самых древних на Руси и там в языческое время было капище. Рыбаков полагает, что изначально это было капище ящера, именно ящера. Но когда Владимир I, ещё не Святой, вводил языческий пантеон, то он огнём и мечом — этот факт известный по летописям — вводил в Новгороде культ именно Перуна и идол ящера был повергнут, был возведён идол Перуна на том же самом капище и вот отсюда и сохранившееся название «Пиры». Место невероятной энергетики, невероятной силы, и после того, как оттуда убрали советскую турбазу, отдав это место монастырю, то эта энергия освободилась, и сейчас там очень здорово. Представление о ящере сохранилось и в былине о Садко. Не надо путать былину с её версией — хоть в опере Римского-Корсакова, хоть в советском фильме при всём уважении к этим двум произведениям искусства. Никакой царевны Волховы там нет, а в былине Садко заключает договор с морским царём и договор этот гласит, что морской царь дарит Садко богатство, но спустя положенное время Садко должен принести морскому царю человеческую жертву. Это уже очень серьёзно. То есть перед нами отголосок человеческих жертвоприношений ящеру, которые успешно пережили и насильственную перунизацию, и введение христианства. Человеческое чучело — уже, конечно, не живого человека — выводили на лодке в некоторые дни в году (а какие дни — отдельный разговор) на Ладожском, Онежском озере, на Ильмене. Человеческое чучело в мужской одежде в дырявой лодке. Дырявую лодку привязывали к лодке с гребцами, выводили на середину озера, перерезали бечеву и, естественно, дырявая лодка тонула. Перед нами отголосок человеческой жертвы ящеру, которые совершались ещё 100 лет назад как минимум. Проплывая мимо пирыни вплоть до начала 20 века, а может быть и дольше, рыбаки бросали в воду деньги. То же самое. Те же самые жертвы подводному владыке.