Страницы

Ссылки

Рожаницы

Рожаницы

Итак, мы от абстрактного множества русалок переходим к уже богиням и переходим в данном случае к паре богинь рожаниц. В древнерусском языке было отдельное двойственное число и отсюда мы знаем, что рожаницы мыслились именно парой. Здесь следует сделать опять-таки некоторое отступление. Дело в том, что дуальность мыслится в мифологии как признак женский. И отсюда везде распространённый вплоть до современной рекламы образ женских рук, двух рук, которые оберегают нечто. Вероятно именно потому дуальность и стала женским мифологическим признаком, как 3-х месячный ребёнок начинает воспринимать мать — две руки, две груди. Отсюда рука — символ универсальной женщины, белый цвет (понятно, цвет молока) — дуальность. Итак, две рожаницы, две защитницы, две охранительницы. Это образ опять-таки не является лично славянским, он является общеевразийским и может быть даже и шире. И у нас о рожаницах известно довольно много. Известно, что их культ дожил, по меньшей мере, до 12 века и Андрей Боголюбский ставил трапезу рожаницам. С приходом христианства празднество в честь рожаниц совпало с празднованием Рождества Богородицы. В народном искусстве сохранилось изображение рожаниц в образе рожающей женщины, то есть она сидит с раздвинутыми ногами, поднятыми руками и между ног у неё показывается голова ребёнка. Причём если посмотреть русское кружево за 18, 19, 20 века, то можно обнаружить, что есть такая деталь убранства крестьянской избы, называется подзор. Это полотнище кружевное или вышитое, которое прикреплялось к кровати, закрывая пространство под кроватью. Надо пояснить. В наше время, время низких диванов, непонятно о чём идёт речь. Дело в том, что в крестьянской избе чем выше поднимешь кровать, тем теплее будет спать — снизу с пола идёт холод. Естественно, что такое большое пространство — поскольку кровати были очень высокие, до метра высотой – чем-то занималось: большими сундуками, ларями, корзинами и чем угодно. И этот подзор, с одной стороны, закрывал эти все хозяйственные принадлежности, то есть работал в бытовой роли своеобразной дверью шкафа, а с другой стороны — он всегда был покрыт заклинательной вышивкой или же это было кружево, покрытое заклинательным орнаментом. Потому что супружеская кровать – это место, где зачинаются дети, продолжение рода и поэтому необходимо оберегать супругов, потому что в народной среде проблема родить от злого духа, принявшего облик мужа — это проблема, довольно таки актуальная, и поэтому необходимо супружескую кровать оберегать магически. Почему вышивались подзоры, а не простыни? Потому что простыня грязнится, протирается, поэтому простыни были практически лишены вышивки. А вот подзор, который пачкается гораздо меньше, чем любая другая хозяйственная тряпочка в доме, прекрасно подходил для того, чтобы на нём хранилась такая сакральная информация и при этом он оберегал воспроизведение рода. Вот что из себя представляют подзоры. Именно на подзорах сохранилось наибольшее количество изображений рожалищной структуры. Причём, когда значение этого образа уже утрачивалось, то могла эта фигура превращаться во что угодно. Руки поднятые могли превращаться в вазы с цветами, и самое удивительное, что если просмотреть много подзоров, как мне однажды довелось, то становится видно, как рожалищная фигура перетекает, ни больше ни меньше, в двуглавого орла. Потому, что растопыренные ноги мы имеем, скипетр и держава будут в народной среде изображены весьма условно. Соответственно, крылья будут нечётко сделаны, головы соответствовать растопыренным рукам и, соответственно, центральная корона будет соответствовать голове, а хвост — голове ребёнка, выходящего на свет из лона матери. Так что изображение двуглавых орлов на подзорах или там вышивке полотенец не случайно. Оказывается, что фигура по своей композиции наложилась на это одно из древнейших языческих изображений.

Следующая страница

Search

Categories