Страницы

Ссылки

Церковь и Синод

Расправившись с оппозицией и смирившись с ролью учреждения, целиком подчиненного светской власти, Синод в последующие десятилетия сосредоточил усилия на распространении христианства среди народов Сибири и Среднего Поволжья, а также на вопросе просвещения духовенства. Принятие христианства народами Сибири власти поощряли освобождением от уплаты ясака. А также бесплатной выдачей муки, соли, одежды и даже освобождением от наказания за тяжкие преступления. Для христианизации народов Поволжья в 1740 году была учреждена контора новокрещёных дел, считавшая, что за 15 лет ее деятельности с 1741 по 1756 года около 407 000 чувашей, черемисов, удмуртов приняли православие. Однако, не всегда миссионерская деятельность протекала спокойно, без конфликтов и даже вооруженных столкновений. Нередко принятие христианства носило формальный характер. Новокрещеный не понимал сути новой для него религии, не знал русского языка и, крестившись, продолжал молиться идолам, не почитая икон. И, чтобы получить льготы, они крестились повторно, иногда многократно. С другой стороны, представители местной администрации вымогали с новокрещеных взятки, сажали их в тюрьму. Так в 1744 году Сенат назначил в Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую губернии специальных офицеров, поручив им следить, чтобы новокрещеным не чинили обид. Синод занимался так же образованием духовенства. Указ 1730 года обязывал открыть школы для детей священнослужителей во всех епархиях. К началу 1740-х годов в стране насчитывалось уже 17 семинарий, а через 20 лет их было уже 26 с 6000 учащимися. Церковь, таким образом, в обозначенный период выполняла роль распространителя просвещения. Часто на селе единственными грамотными людьми были священник и дьячок, услугами которых пользовались не только крестьяне, но и даже дворяне для обучения своих детей.

Подводя итог развитию церкви в эпоху дворцовых переворотов, необходимо заметить следующее. Почти за 40-летний период русский трон переходил из рук в руки семь раз. Почти все воцарившиеся особы, пожалуй, кроме Елизаветы Петровны, не являлись в полной мере законными наследниками, тем самым нарушая уже ставший традиционным принцип наследования по прямой линии. Эта измена традиции вызывала среди дворянства и народа глухое недовольство, которое в кризисной ситуации могло обернуться крахом для каждого нового монарха, положение которого поэтому становилось весьма и весьма шатким. Для укрепления трона за собой почти каждый наследник искал поддержки у церкви, которая использовала это в своих интересах. Каждое новое правительство вынужденно делало новые уступки Синоду и для повышения авторитета провозглашало свою политику преемственной петровской. Однако, по мере укрепления на троне и усиления своего влияния на государство, монарх и его правительство больше не нуждались в моральной поддержке церкви. Происходила переориентация в церковной политике правительства в сторону секуляризации. Далее, как правило, чем дольше длилось правление, тем дальше заходила секуляризация. Но воцарение нового лица замыкало круг и возвращало к необходимости уступки церкви. Эта общая схема объясняет переменчивость взаимоотношений государства и церкви, но и имеет особенности для каждого из правлений. Свое влияние оказывали различные внешние факторы, а также личные пристрастия и интересы царствующих особ и окружающих их лиц. За время дворцовых переворотов было две попытки фактической секуляризации церковного имущества. Но в первый раз, при Елизавете Петровне, этого не произошло под давлением императрицы, а второй раз церкви удалось сохранить свое владение в связи с дворцовым переворотом. Эти попытки были неудачными, хотя с другой стороны, они подготовили почву для окончательной секуляризации, для которой уже давно назрели объективные условия. Однако, нерешительность и неустойчивое положение царствующих персон, а также еще сильная оппозиция духовенства не давали этому случиться. Положение Синода в структуре высшего государственного управления не было статичным и изменялось, то усиливаясь, то ослабевая. Но было ясно уже то, что Синод сжился с положением государственного учреждения по делам церкви, и борьба его с государством протекала, в основном, только после экономических отношений. Потеряв статус независимого религиозного института, церковь не хотела терять материального достатка, который еще обеспечивал хоть какую-то морально-психологическую независимость и власть.

Далее — Анализ эпохи дворцовых переворотов

В начало раздела Эпоха дворцовых переворотов

Search

Categories