Манифест «О вольности дворянской»
Однако дворяне тяготились и 25-летней службой и пытались достичь полного освобождения от нее. Этот вопрос интенсивно обсуждался улаженной комиссией Елизаветы Петровны с 1754 по 1766 года. Было установлено, что статьи проектоуложения легли в основу манифеста «О вольности дворянской» 1762 года и являлись реализацией предприятий, подготовленных еще при Елизавете Петровне.
Что же из этого следует? Следует из этого, что манифест отнюдь не продукт государственной мудрости Петра III. Эта идея носилась в воздухе и занимала умы ближайшего окружения императрицы Елизаветы Петровны.
Итак, подробнее о манифесте 1762 года, который вышел при Петре III. Данный манифест объявлял право дворян уходить в отставку. Увольнение запрещалось только во время военных действий за 3 месяца до их начала. Кроме того, манифестом дворянину была предоставлена возможность беспрепятственного отъезда за границу, однако с обязательством возвратиться в Россию.
Если руководствоваться свидетельством мемуариста Болотова, то манифест вызвал у дворянства восторженный прием. Вообще, процесс освобождения дворян от службы переплетался с мерами по ее облегчению. Правительство пошло навстречу требованиям дворян, изложенным в шляхетских проектах 1730 и 1731 годов.
Учредив сухопутный шляхетский корпус, контингент учащихся в нем был ограничен и не охватывал всех дворянских недорослей. И, как следствие, вслед за ним сеть сословных учебных заведений была расширена. Морскую академию, в 1752 году преобразованную в морской шляхетский корпус, и артиллерийская инженерная школа в 1756 году были объединены, превратившись в артиллерийский шляхетский корпус. Еще раньше в 1759 году был основан пажеский корпус, готовивший молодых дворян для придворной и гражданской службы.
Если в петровское время обучение считалось обременительной обязанностью дворян, то с возникновением узкосословных по составу учащихся учебных заведений, оно превратилось в привилегию. Пребывание в шляхетских корпусах считалось престижным, и чадолюбивые родители спешили пристроить туда своих отпрысков. Московский университет не относился к привилегированным учебным заведениям, и правительство, чтобы привлечь в него детей дворян, предписало присваивать выпускникам, определенным на гражданскую службу, обер-офицерские чины.
Одновременно с расширением сети сословных учебных заведений детям обеспеченных родителей предоставлялась возможность приобретать знания в домашних условиях. Так манифест 1736 года предусматривал проверку результатов домашнего обучения четырьмя смотрами недорослей, последний из которых проводился в 20-летнем возрасте. Лиц же, не овладевших знаниями, определяли без выслуги в матросы.
Манифест 1762 года, о котором мы говорили выше, значительно ослабил контроль за обучением и отменил строгости порядка овладения знаниями. Вместо угрозы наказания манифест взывал к совести главу семьи. Никто не должен уклоняться от обучения наукам, пристойным благородному сословию. Манифест породил категорию так называемых Митрофанушек, ярко, со знанием дела выведенных Фонвизиным в знаменитой комедии. Недорослей, не умевших читать, расплодилось под крылышком сердобольных родителей великое множество, и директор сухопутного шляхетского корпуса Шувалов вскоре после опубликования манифеста доносил, что многим было отказано в приеме в это учебное заведение из-за незнания, банально, даже грамоты. В итоге, манифест 18 февраля 1762 года положил начало новому этапу в истории дворянства. Если до 1762 года дворянство являлось тягловым сословием в том смысле, что подобно прочим сословиям оно было обременено обязанностями, то после этого манифест дал дворянам служить и возможность учиться без принуждения, обратив эти обязанности в привилегии. Сословные привилегии дворян оказали влияние на все сферы жизни общества, его социальную структуру, хозяйственную деятельность, культуру и даже быт.
Далее — Дворянское предпринимательство
В начало раздела Эпоха дворцовых переворотов