Елизавета Петровна
Приход к власти Елизаветы Петровны
Незадолго до смерти императрица назначила себе приемника – сына дочери своей племянница Анны Леопольдовны герцогини Брауншвейгской. Что интересно, регентом грудного ребенка была определена не мать, а фаворит Анны Иоанновны – Бирон. В условиях всеобщего недовольства Бироном и ропота гвардии, которую регент пытался расфасовать по армейским полкам, Миниху, президенту военной коллегии, без особого труда удалось совершить очередной дворцовый переворот. Этот переворот произошел 8 ноября 1740 года и лишил Бирона прав регента, которыми он пользовался всего 3 недели.
Миних провозгласил регентом Анну Леопольдовну, даму недалекую, чуравшуюся всяких забот об управлении государством, как и ее предшественники. Чуждая русскому дворянству Анна Леопольдовна взаперти проводила время в обществе своей фрейлины. Однако переворот не мог удовлетворить интересов широких кругов русского дворянства, так как он сохранил за немцами руководящее положение в государстве.
Влиятельным лицом в стране стал фельдмаршал Миних, который был человеком чрезмерно честолюбивым и, надо признать, столь же бездарным полководцем. Миних мечтал о получении звания генералиссимуса русской армии. Из-за интриг ловкого Остермана, который возглавлял кабинет министров и конкурировал с Минихом в борьбе за власть, фельдмаршал Миних не получил желаемого чина и был отправлен в отставку.
Таким образом, с 1740 по 1741 фактическая власть оказалась у Остермана, человека, который выдвинулся еще при Петре Великом и пережил целый ряд правлений. Распри между немцами ускорили их влияние при дворе. Во время очередного переворота, который был совершен 25 ноября 1741 года, к власти пришла дочь Петра I – Елизавета. Воцарившийся на престоле представитель брауншвейгской семьи маленький император Иван Антонович, его мать и отец были арестованы. То же самое произошло и с Остерманом, лишившимся всех государственных постов.
Вступление на престол Елизаветы Петровны сопровождалось двумя особенностями. Первое – претендентка на престол сама отправилась добывать корону, и сама возглавила отряд гвардейцев, свергнувших брауншвейгскую семью. Вторая особенность переворота состояла в стремлении привлечь к нему иностранные государства – Швецию и Францию. По согласованию с Елизаветой Петровной Швеция объявила России войну. Однако подлинная цель войны, пересмотр условий Ништадского мира, была завуалирована заботой об освобождении России от немецкого засилья. Предполагалось, что в Петербурге заговорщики при подходе шведских войск поднимут восстание и на троне окажется Елизавета Петровна, и в благодарность за оказанную помощь она подпишет выгодный для Швеции мир. Однако Елизавета Петровна отказалась подписать обязательства вернуть Швеции земли, отвоеванные ее отцом. Таким образом, переворот был совершен без участия в нем шведских войск и дипломатов Франции.
Переворот 1741 года, кроме того, сопровождался арестом Миниха, Остермана и других влиятельных немцев, и ссылка их в Сибирь. Рота Преображенского полка, участвовавшая в событиях, стала называться лейб-компанией. Участники переворота получили щедрые награды крепостными. Те из них, кто не имел дворянского звания, были возведены в дворянство.
Правление Елизаветы Петровны
Елизавета Петровна, став императрицей, упразднила кабинет министров, восстановила главный магистрат, ликвидированный Верховным Тайным советом, были возрождены так же мануфактуры и берг-коллегии, слитые раньше с коммерц-коллегиями, и объявлено о том, что Сенату возвращается вся полнота власти, которым он располагал в петровское время. Однако Елизавета Петровна так же не могла обойтись без учреждения, несколько напоминавшего Верховный Тайный совет и кабинет министров. Во время семилетней войны возникла постоянно действовавшее Совещание, стоявшее над Сенатом и названное Конференцией при Высочайшем Дворе. В работе этой конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашенные императрицей.
Современники отмечали необычную красоту Елизаветы Петровны. Однако более всего ее интересовали заботы о своей внешности, маскарадах, балах и фейерверках. Двор при ней утопал в роскоши. И расходы на его содержание были столь велики, что императрица порой не знала, как расплатиться по мелким счетам. Беззаботная, жившая в свое удовольствие, Елизавета Петровна редко вспоминала, что у императрицы, кроме права иметь 15 000 платьев, были еще обременительные обязанности. В последние годы жизни ей были ненавистны всякие упоминания о делах, и приближенным приходилось по нескольку недель выжидать удобной минуты, чтобы она подписала указ. Опасаясь дворцового переворота, она предпочитала в ночные часы бодрствовать, а спать днем.
При всем при этом это была женщина, которая четко знала, чего она хочет. При ней были частично восстановлены в правах представители русского дворянства, а засилье немцев при дворе было минимизировано. Ее правление, начавшееся с государственного переворота, прошло под лозунгом «возвращение правления ее отца». Однако это был лишь внешний лозунг. На деле же этого не наблюдалось. Безалаберная жизнь рано свела Елизавету в могилу. Она умерла в конце 1761 года в возрасте 52 лет.
Далее — Петр III и Екатерина II
В начало раздела Эпоха дворцовых переворотов