Анна Иоанновна
Сенаторы и генералитет, члены Синода, гвардейцы, а также многочисленные представители провинциального дворянства, прибывшие в столицу на ожидаемые торжества, стали участниками важнейших политических событий. Члены Верховного Тайного совета на заседаниях обсуждали возможных кандидатов на престол. В итоге выбор пал на Анну Иоанновну, которая была дочерью брата Петра I, Ивана Алексеевича. Петр I выдал замуж Анну Иоанновну за герцога Курляндского, но она тут же овдовела и 20 лет провела среди чужого ей курляндского дворянства. В глазах верховников герцогиня была наиболее подходящей кандидатурой, которой можно предложить корону с ограниченной властью. Анна Иоанновна, по мнению членов тайного совета, давно покинув Россию, не имела здесь сторонников, на которых могла бы опереться. Таким образом, посадив ее на престол, члены Верховного совета планировали сделать ее марионеткой в своих руках.
В глубокой тайне Голицын с Долгоруким составили кондиции, то есть условия вступления Анны Иоанновны на престол. Согласно кондициям, Анна Иоанновна должна была управлять государством не в качестве самодержавной императрицы, а совместно с Верховным Тайным советом, без ведома которого ей запрещалось объявлять войну или заключать мир, вводить новые налоги, награждать чином выше полковника, жаловать или отнимать вотчины без суда. Согласно кондициям, командование гвардией должно было перейти к Верховному Тайному совету. В результате мы можем сделать вывод, что кондиции ограничивали самодержавие, но не в интересах всего дворянства, а в пользу аристократической верхушки, заседавшей в Верховном Тайном совете.
Слух об идее ограничить самодержавие проник в дворянскую и гвардейскую среду и вызвал там явно враждебную реакцию. В противовес кондициям членов Верховного Тайного совета, различные группы дворянства составили свои проекты с изложением взглядов политического устройства страны. Если кондиции были в интересах небольшой кучки аристократов, то авторы дворянских проектов рассматривали интересы всего дворянства как сословия. Эти проекты предусматривали сокращение срока службы, отмену ограничений в наследовании недвижимого имущества, облегчение службы в армии и на флоте путем организации специальных учебных заведений для подготовки офицеров, привлечения более широкого круга дворян к управлению и т.д.
В итоге Анна Иоанновна, безропотно подписавшая кондиции в Митаве, после прибытия в Москву быстро обнаружила, что идеи верховников не пользуются поддержкой ни у массы дворян, ни у гвардейцев. В их присутствии и при поддержке она надорвала лист бумаги с подписанными ею кондициями и тем самым она провозгласила себя самодержавной императрицей. Идея верховников провалилась. Сам Верховный Тайный совет был упразднен, а ее членов и лидеров Голицыных и Долгоруких под разными предлогами выслали из столицы, чтобы несколько лет спустя вернуть и подвергнуть казни.
Скажем несколько слов об Анне Иоанновне. Ленивая и невежественная, отличавшаяся высоким ростом и чрезвычайной полнотой императрица, которую приводили в восторг грубые шутки карлиц, не проявляла никакого интереса к государственным делам. Вместо упраздненного Верховного Тайного совета при ней было организовано примерно такое же по компетенции учреждение, но под новым названием – Кабинет Министров. Новым был и состав кабинета министров, куда вошли доверенные лица императрицы. Вообще Анна Иоанновна тяготилась участием в государственных делах и в 1735 году издала указ, в котором подпись трех кабинет-министров объявлялась равноценной царской подписи.
В период царствования Анны Иоанновны с 1731 по 1741 небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Вообще наплыв их в Россию начался еще с конца XVII века, однако до воцарения Анны Иоанновны они не играли существенной роли в политической жизни страны. Иным стало их положение при новой императрице. Тон при дворе задавал невежественный фаворит императрицы курляндский немец, бывший конюх Бирон, который не занимал официальных постов, но пользовался безграничным доверием Анны Иоанновны. Под его покровительством проходимцы из иностранцев занимали высшие хорошо оплачиваемые должности в административном аппарате и в армии. Многие из них безнаказанно грабили казну. В годы так называемой бироновщицы иностранцы пользовались преимуществами при назначении на доходные должности и продвижении по службе. Это вызывало протест русского дворянства, лишенного части доходов и ущемленного в национальных чувствах. Выразителем этих национальных чувств и настроений стал кабинет-министр Волынский, который вместе с кружком единомышленников разработал проект о поправлении внутренних государственных дел. Волынский требовал дальнейшего расширения привилегий дворянства, заполнения всех должностей в государственном аппарате от канцеляриста до сенатора дворянами, командирование дворянских детей за границу для обучения. Резкие отзывы об Анне Иоанновне, например, “Государыня у нас дура, и как где ни докладываешь, резолюции от нее никакой не добьешься”, а также осуждение действий Бирона и его окружения привели к тому, что в 1740 году Волынского и его сообщников отправили на плаху.
Далее — Елизавета Петровна
В начало раздела Эпоха дворцовых переворотов