Вельможи и фавориты
Во все 37 лет, о которых ниже будет идти речь, фактически страной правили не те, кто занимал трон, а те, кто находился у его подножия – вельможи и фавориты. Роль правителя сводилась к тому, что они в соответствии со своими вкусами, симпатиями и антипатиями комплектовали штат фаворитов и вельмож.
Такой фаворит Петра II, например, как Иван Долгорукий, не способен был заботиться об интересах государства. В его власти было пристрастить императора к охоте и развлечениям. Отец Ивана, Алексей Долгорукий, сосредоточил все свои заботы на том, чтобы стать тестем императора.
Или другой пример. Любимец грубой и жестокой Анны Иоанновны, Бирон, такой же мстительный и невежественный, как и его повелительница, всегда готовый выполнять любую прихоть фаворита, правил страной вместе с немецкой камарильей во главе с Андреем Ивановичем Остерманом. Остерман был человеком с безграничным честолюбием, который манипулировал в том числе и самой Анной Иоанновной. Интриги возвели этого чиновника на вершину правительственной пирамиды, где ему надлежало нести непосильную ношу генератора идей и разработчика планов их реализации. Остерман предстает, таким образом, не государственным мужем, а чиновником. Однако это не мешало ему возглавлять правительство 14 лет, со времени опалы Меньшикова в 1727 году и до своего падения в 1741, в течение трех царствований.
Вельможи иного плана окружают трон Елизаветы Петровны. Фаворит из бывших пастухов и певчих украинец Розум, пожалованный императрицей графским титулом, стал Разумовским. Был он, как и повелительница, человеком не злобным, доброжелательным и настолько ленивым, что не вмешивался в дела управления. Он заботился только о своей многочисленной родне, наделяя ее вотчинами, чинами и званиями. Сменивший Разумовского фаворит Елизаветы Иван Иванович Шувалов отличался многими редкостными в те времена качествами – бескорыстностью, образованностью, мягким характером. Ни в какое сравнение с тем же Остерманом, о котором говорилось, не шли вельможи, на долю которых выпало управление государством. Бестужев-Рюмин, и особенно родственник фаворита Петр Иванович Шувалов, человек, хотя далеко не бескорыстный, но плодовитый прожектёр, в котором просматриваются черты крупномасштабного государственного деятеля.
После Елизаветы Петровны стал править Петр III. За полугодовое царствование он не успел обзавестись вельможей, одолевшем всех своих соперников и, подобно Остерману или Шувалову, оказывавшему безраздельное влияние на монарха. Фаворитка Петра III Елизавета Романовна Воронцова, личность серая, не блиставшая ни умом, ни красотой, тем не менее так очаровала императора, что тот намеревался отправить свою супругу в монастырскую келью, чтобы жениться на ней. Воронцова не претендовала на роль влиятельной личности и, соответственно, ее следа во внутренней и внешней политике не прослеживается.
Следует заметить, что те, кто занимал трон, придавали определенный колорит царствованию. Но при всем том их влияние на ход событий было ограничено. Это связано с тем, что надо помнить: жизнь текла своим чередом независимо от того, кто царствовал, Петр Великий или его бездарный внук Петр III, крестьянин возделывал пашню, купец торговал, в канцеляриях скрипели перья, чиновники ездили на службу и вымогали взятки, солдаты проводили время в казармах или на поле брани. Однако фаворитизм в большей степени принес негативного, нежели позитивного, и явился важнейшей чертой эпохи дворцовых переворотов.
Далее — Екатерина I и Петр II
В начало раздела Эпоха дворцовых переворотов