Новшества в быту
Наконец последнее, что нам предстоит рассмотреть в рамках нашей лекции – это новшества в быту, которые были введены при Петре I.
Новшества в быту царь начал вводить одним из первых. Петру хотелось, чтобы его подданный внешне был похож на европейца. Когда царя, возвратившегося из заграничного путешествия в Москву, 26 августа 1698 года прибыли поздравлять бояре, он схватил ножницы и начал самолично обрезать им бороды. Позже, в 1705 году последовал указ, вводивший налог за право носить бороду. Борода дворянина и приказного оценивалась в 60 рублей, купца 100 рублей в год. За бородой пришел черед одежды. 4 января 1700 года последовал указ о запрещении носить длиннополые платья. Вместо него дворянам и горожанам предложено было нарядиться в венгерские и немецкие кафтаны. У горожан, не успевших сменить гардероб, брали пошлину либо укорачивали платье прямо на улице. Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Указ 1702 года установил новый порядок бракосочетания. Старомодные смотрины были заменены обручением, которому предшествовала личная встреча жениха и невесты. При заключении брака главными действующими лицами становились именно жених и невеста. Указом 5 января 1724 года царь запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны господ. При вступлении в брак руководствовались традиционной принадлежностью жениха и невесты к одной социальной среде. Впрочем, и здесь встречались – правда, редко – отступления от обычая. Пример показал сам царь, когда выбрал себе в супруги неразведенную жену шведского солдата, пленницу, к тому же женщину низкого происхождения. Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств. Дворянин должен был отличаться от окружающих не только внешностью, но и изысканными манерами, респектабельностью, образованностью и так даже. При Петре издавались наставления о правилах воспитания и поведения детей. Первое из них, на протяжении 18 века много раз переиздававшееся, было опубликовано в 1717 году под названием “Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению”. Это компилятивное сочинение, составленных из текстов, заимствованных у западно-европейских авторов, задачу воспитания излагает в традиционном духе смирения и послушания Богу, царю и родителям. Вместе с тем “Юности честное зерцало” допускает прекословие сына родителю, но при этом надлежало говорить благочинно, учтиво и вежливо. Так же внушалась мысль о трудолюбии, под которым подразумевалось выполнение служебных обязанностей, обучение грамоте, танцам, верховой езде и всему, что пристойно дворянину. “Юности честное зерцало” наставляло поведению не только в семье, но и в обществе. Уделялось внимание даже мелочам: походке и осанке молодого человека, умению правильно вести себя за столом. Заключительные страницы “Юности честного зерцала” излагают правила поведения девиц. Если молодой человек должен был обладать тремя добродетелями “смирен, приветлив и учтив”, то девице их надлежало иметь два десятка. И все они подробно перечислялись. Другим руководством по воспитанию детей служило сочинение Прокоповича “Первое учение отрокам”. Автор исходил из мысли, что нравственные основы человека закладываются в отроческом возрасте. Отсюда обязанность родителей наставлять детей от самого маленького возраста до подросткового. Обязанность родителей состояла в заботах об образовании детей, чтобы они в будущем в соответствии со своими способностями и склонностями могли обеспечивать себя материально.
Далее — Дворянский досуг